Каталог материалов
Меню сайта


 Меню муздозы


Категории каталога
Музыкотерапия - статьи [43]
Статьи о целебном воздействии музыки
Музыкотерапия - видео [11]
Видео о целебном воздействии музыки
СКАЧАТЬ Пакеты музыкальных программ направленного исцеляющего влияния [47]
Пакеты исцеляющей музыки и аудио файлы для скачивания
СКАЧАТЬ Музыку благотворного влияния [49]
Музыка, рекомендуемая для регулярного прослушивания
Гармония музыки с видео [45]
Музыка благотворного влияния с видео YouTube - бесплатно
Радиотрансляции [23]
New Age, Environmental, Ethnic Fusion, Healing, Meditation, Spiritual и др.направления


Форма входа


Поиск


Друзья сайта











Наш опрос
Что Вам понравилось и помогло в исполнении желаний, моделировании событий и исцелении
Всего ответов: 866



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Приветствую Вас, Гость · RSS 26.04.2024, 16:19
Главная » Статьи » Целебная музыкальная доза » Музыкотерапия - статьи

Звуковая медицина

От эвритмии до Элвиса

Движения и танец часто повышают целительное воздействие музыки, поэтому на основе мифологических историй, особых моделей движения и древних песен были созданы целительные драматические произведения. Рудольф Штайнер, австрийский мистик начала XX века, помог создать вид целительства, известный как ритмика. Объединив движения, музыку и поэзию, ритмика представляет собой особый ритуал. Замедленные, грациозные движения способствуют улучшению здоровья и используются для лечения астмы, заикания и дыхательных заболеваний. Врачи учат пациентов двигаться по кругу, сопровождая движения жестами, которые символизируют музыкальные интервалы и интонационную расцветку, в то время как опытный аккомпаниатор играет на фортепиано. Некоторые современные формы психотерапии также включают использование плавных движений под музыку, пение или тонирование. Все это направлено на достижение того, чтобы информация, которая содержится в человеческом организме, переходила в сознание и выполняла роль целительного процесса.

Судя по огромному количеству людей, которые обожают поп-музыку, можно подумать, что современная музыка дает такой же исцеляющий эффект, как и музыкотерапевты, древние целители. Безусловно, в большинстве рок-произведений есть мистические мотивы. Можно представить, что Брюс Спрингстин является современным Орфеем, который воплощает в себе современного юношу, прокладывающего путь в таинствах подземелья в поисках любимой. Образ современного диск-жокея и древнего шамана сливается в современной городской мифологии.

Меня часто спрашивают, какое место в целительстве занимает рок-музыка и является ли музыка ПерлаДжема, Элвиса Пресли или Элтона Джона музыкой, которая способна создать «эффект Моцарта». Ответить на этот вопрос непросто, поскольку рок многогранен. Эта музыка сильно отличается от Фила Коллинза. Как правило, громкая ударная музыка плоха для слуха, однако для того, чтобы организм рое, ему нужны барабан и движение, песни и танцы. В современном обществе это не всегда возможно, тем не менее различные музыкальные формы могут заполнить эту нишу. Моему отцу, который вырос на ферме в Арканзасе, не нужен был рок-н-ролл. К часу дня он так уставал на заготовке сена и совершал такое количество движений, что это давало ему необходимую зарядку и нагрузку. Если у человека нет возможности заниматься физической работой или спортом, тогда на помощь должна прийти музыка Элвиса.

С другой стороны, рок-музыка создает напряженность и вызывает усталость. Она же позволяет избавиться от этого. Можно сказать, что рок-музыка — это монета, которая постоянно вращается, и никто не знает, какой стороной она упадет.


Самопроизвольное исцеление музыкой

Существует множество «терапевтов души и тела», толкователей нового века, а также целителей звуком, которые широко используют музыку в своей практике. В большинстве случаев у них нет современной медицинской подготовки. Их подходы в значительной степени спонтанны и интуитивны. Один из самых знаменитых случаев спонтанного исцеления описан в фильме «Фаринелли». Главный герой — итальянец-кастрат был приглашен к королю Филиппу из Испании в 1730 году. Услышав невероятно высокий голос Фаринелли, король избавился от хронических болей, депрессии и психических заболеваний самым чудодейственным образом.

Можно вспомнить тысячи подобных рассказов, но исследователи в области музыкальной терапии часто жалуются «на недостоверность информации». Следует знать, что физиологический настрой слушателя или пациента, индивидуальная звуковая среда и то, что можно назвать «магией момента», могут взаимодействовать самым невероятным образом. Это очень трудно воспроизвести в исследованиях. Дело в том, что современная медицина просматривает все человеческие организмы как сопоставимые механизмы, которые можно «отремонтировать и настроить» с помощью современных инструкций по эксплуатации. Гораздо лучше сравнивать человеческий организм с оркестром из высокочувствительных музыкальных инструментов. У каждого из них свои музыкальные и художественные свойства, а также методы «настройки». В новейшей медицине мозга и тела врачеватели обычно подчеркивают особую важность интуитивного, спонтанного и духовного подхода. Здесь целительство нужно рассматривать как искусство.

В популярной книге «Спонтанное целительство» доктор Эндрю Вейл рассказывает, что в течение многих лет он получал сотни свидетельств, подтверждающих особую силу отдельных растений, специальной еды и диет, витаминов и пищевых добавок, йоги, молитв, музыки, песнопений и других видов нетрадиционной терапии. «Как и многие мои коллеги, я часто ставил под сомнение слишком простые причинно-следственные отношения, которые возникали из этих сообщений, и колебался перед тем, как внедрять это в практику, — поясняет он. — В отличие от большинства других я не выбрасываю эти отчеты. Все эти свидетельства являются важными признаками главного. Это необходимое подтверждение мощи и силы целителей и отдельных продуктов. Они подчеркивают необыкновенную силу человеческого духа и его способность к целительству. Никто не будет спорить с тем, что человеческий организм способен исцелять самого себя. Если игнорировать этот факт, то врач уничтожает источник оптимизма и самоисцеления».

Несмотря на то что музыка является нетрадиционным методом лечения и большинство врачей продолжают отвергать альбомы «Нью-эйдж», на которых без всяких сертификатов указано, что они исцеляют отдельные органы, функции или состояния человеческого организма, — слушатели интуитивно чувствуют, что целебный эффект существует. Необыкновенный рост популярности такой музыки подтверждает то, что общество сейчас гораздо охотнее, чем раньше, готово принимать участие в собственном выздоровлении.


Попадание в ритм

За последние пятнадцать лет я прочитал лекции для более чем 250 тысяч слушателей, которые так или иначе хотели улучшить свою жизнь посредством музыки. Многое приходится принимать на веру, но люди не хотят этого делать. Они хотят знать, почему это действует. Никто не может ответить на этот вопрос. Тем не менее есть несколько принципов, на которые опираются музыкотерапевты и другие профессионалы, работающие в этой области.

Первое и самое важное — вовлеченность (захваченность), что означает попадание «в ритм» или «в такт» музыки. Когда мы танцуем, то чем-то напоминаем бродяг, которые, прежде чем вскочить на подножку товарного вагона, сначала «подбирают ногу» в такт движения поезда. Захваченные музыкой, наши тела автоматически подстраиваются в танце под ритм, размер и такт звука. Музыка вызывает в организме определенные модельные реакции. Эмоциональные импульсы концертной музыки захватывают аудиторию. Ритмы диско-музыки сплачивают воедино группу, занимающуюся аэробикой. Естественно, не всякая музыкальная фраза вызывает такую реакцию и синхронизирует процессы, протекающие в организме. Барабаны, которые отбивают ритм с частотой 120 ударов в минуту, не могут повысить частоту сердечных сокращений до этой величины. Однако в некоторой степени они вполне способны участить наш пульс, и через пять или шесть минут такого воздействия организм приходит в состояние глубокого успокоения.


Принцип «изо»

Точно так же как наступает привыкание к отдельным лекарствам, мы можем привыкнуть и к музыке. Тогда прослушивание одних и тех же фрагментов — пусть даже самых замечательных — может ухудшить нашу вовлеченность. К счастью, принцип изо (от греческого слова «изоморфный», что означает «аналогичный по форме») выступает здесь как важный инструмент музыкальной терапии, исключающий такое музыкальное привыкание. За счет плавного изменения ритма, рисунка речи или эмоционального содержания можно добиться постоянной вовлеченности, которая плавно переводит пациента из одного эмоционального состояния в другое.

«Болеро» Равеля ярко демонстрирует «принцип изо». От медленного и спокойного темпа до бешенного и возбуждающего возрастает и эмоциональная выразительность музыки, в соответствии с этим меняется и настроение слушателя. Пьеса «Ученик чародея» французского композитора Дюка и даже молитва Господу, которую миллионы людей произносят во всех протестантских церквях — начиная от «Отче наш» до возвышенного «Королевство, власть и слава», — являются иллюстрацией такого подхода. Музыка, которая отражает этот «принцип изо», никогда не претерпевает резких изменений, не вызывает чувства удивления или ощущения хаоса.


Отвлечение

Отвлечение — третий принцип, используемый многими музыкальными терапевтами, — подразумевает применение музыки для отвлечения внимания от боли и дискомфорта. Это и понятно: вы слушаете яркую, победоносную музыку тогда, когда находитесь в подавленном состоянии. Однако отвлечение не длится долго и не меняет фундаментального взаимоотношения мозга и тела. Тем не менее, переведя свой организм в новое (и неожиданное) состояние, за счет отвлечения можно получить временный терапевтический эффект.

За последние полвека музыкальная терапия сделала колоссальный шаг вперед как научная дисциплина. К 1964 году «Журнал музыкальной терапии» предложил четко обозначенную концепцию, основанную на результатах исследований музыкотерапевтов по таким вопросам, как «Воздействие успокаивающей музыки на электромиографическую обратную биосвязь при лечении взрослых пациентов, страдающих церебральным параличом». Несколько групп ученых внесли большой вклад в то, чтобы эта профессия стала одной из поведенческих наук. В 1998 году Национальная ассоциация музыкальных терапевтов (НАМТ) и Американская ассоциация музыкальных терапевтов (ААМТ) слились в единую организацию — Американскую музыкальную терапевтическую ассоциацию (АМТА). Знания и ценности терапевтического воздействия музыки распространяются con brio (в натуральном виде) среди широких кругов профессионалов-медиков.

В настоящее время в Соединенных Штатах Америки более пяти тысяч «музыкальных терапевтов» работают в больницах, реабилитационных центрах, восстановительных и образовательных учреждениях, поликлиниках, детских домах, тюрьмах, школах и т. д. Более половины из них работают с психическими больными, умственно отсталыми и престарелыми. Остальные стараются облегчить участь хронических больных (особенно болезнью Альцгеймера и СПИДом), людей с физическими недостатками, жертв сексуального насилия, больных аутизмом, людей с ослабленными слухом и речью, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью и с пониженными способностями к учебе. Семьдесят колледжей и университетов в Соединенных Штатах готовят специалистов в области музыкальной терапии.

Еще один вдохновляющий признак: в некоторых случаях музыкальная терапия признана официальным средством восстановления в рамках государственной системы страховой медицины. (Если вы пытались получить страховую компенсацию за нетрадиционные или «неформальные» методы лечения, то поймете, что значит такое признание.)


Медицинское пробуждение

В Институте музыки и неврологии в районе Бронкс Нью-Йорка, одном из самых передовых центров по разработке программ музыкальной терапии, чудеса происходят каждый день. Оливер Сакс, один из основателей института, вспоминает: «Когда я впервые появился в госпитале в 1966 году, там уже был музыкальный терапевт и существовало ясное понимание того, как музыка может помогать отдельным больным. Я написал об этом в книге “Пробуждение”. Когда впервые один кинорежиссер появился в клинике в 1973 году, его первый вопрос был: “Где же этот музыкальный терапевт? Создается впечатление, что эта женщина — самый главный человек здесь”».

В 1991 году Сакс выступил перед комиссией сената США по старению с докладом, посвященным терапевтическому воздействию музыки при лечении нервных заболеваний. В докладе он привел пример Розали, больной с диагнозом «болезнь Паркинсона». Она была прикована к постели, лежала совершенно неподвижно большую часть дня. «Однако она прекрасно играет на пианино. В течение четырех часов, когда она играет ежедневно, ее паркинсонизм полностью исчезает, и она ведет себя легко и естественно, как нормальный человек; — рассказывал Сакс изумленной комиссии. — Музыка освобождает ее от ужасной болезни на некоторое время, и не только музыка, но и ее образность. Розали знает всего Шопена наизусть. Стоит кому-то сказать: “Опус 49!” — как все ее тело и поза выражают явные перемены». Сакс рассказал, что ее электроэнцефалограмма (ЭЭГ) обычно показывает полную неподвижность, как будто она в коме, но ее моторная активность становится абсолютно нормальной, стоит музыке зазвучать у нее в голове!

Такие истории типичны для больницы, которая имеет тесные связи с Медицинским колледжем Альберта Эйнштейна в Нью-Йорке. «Создается впечатление, что память человека сохраняет все и всегда, но до нее не всегда можно достучаться, — говорит заведующая отделением музыкальной терапии Кончетта М. Томайно. — Музыка служит ключом для получения доступа к системам памяти».

Терапевты института утверждают, что музыка может существенно Помочь в лечении или профилактике некоторых видов глухоты. «Возможно, — пишут они, — музыка вносит свой вклад в восстановление слуховых нервных функций несколькими способами: она способствует регенерации нервных клеток, инициирует формирование новых нервных соединений и каналов, а также сокращает время на восстановление функций». Ученые и раньше знали о том, что если утрачена какая-то функция нервной системы, то можно привести в действие механизмы компенсации (замещения). Те участки головного мозга, которые ранее «дремали», могут взять на себя (частично или полностью) выполнение функций поврежденных или атрофированных участков. Это явление, известное под названием невральной пластичности, может приводиться в действие или активизироваться на более высоком уровне под воздействием музыки и звука, а также некоторых видов физических и языковых упражнений. В институте в настоящее время исследуются методики, с помощью которых пациенты, перенесшие инсульт, смогут восстанавливать функции мозга и двигательную активность под воздействием музыкальной терапии.

Новые потрясающие возможности появились с изобретением нового метода исследования электрических сигналов мозга (метод BESA), который ученые используют в сочетании с методами магнитного резонанса для исследования неврологической основы восприятия музыки. Метод BESA позволяет изобразить «карту» центров деятельности мозга, которые связаны с восприятием музыки, у пациентов, которые страдают от слабоумия и других нервных расстройств. Ученые надеются определить, смогут ли музыкальные ритмы внести положительные изменения в процесс восстановления слуха и можно ли эти изменения перенести также на осязательную, двигательную, зрительную и другие сенсорные, моторные и умственные функции.

Недавно было опубликовано сообщение о том, что ученым этого института удалось впервые вызвать восстановление слуховых волосков (ресничек) в ухе человека. Потеря этих ресничек — микроскопических волосков, расположенных во внутреннем ухе, которые собственно и обнаруживают звук, — до настоящего времени считалась невосполнимой. Решение таких вопросов откладывалось до следующего тысячелетия. Однако новые технологии и принципиально новое представление о роли музыки в терапии свидетельствуют о том, что уже до конца текущего десятилетия наши представления о слуховой системе человека коренным образом изменятся.


Музыка в операционной

Линда Роджерс, сестра милосердия и специалист в области музыкальной терапии с профессиональным образованием из города Катона, штат Нью-Йорк, посвятила свою деятельность выработке у пациентов таких качеств, которые облегчали бы их реакцию на хирургические операции. Ее интерес к этой области зародился в детстве, когда ей делали операцию по удалению миндалин. На всю оставшуюся жизнь Линда запомнила все неприятные подробности этой процедуры. «Абсолютно все, — вспоминает она, — с того момента, когда мать разбудила меня рано утром, сказав, что мне не нужно идти сегодня в школу, а вместо этого она повезет меня в больницу, до того момента, когда я увидела другую маленькую девочку в приемном покое, на которой было яркое розовое платьице, как для утренника (ей, очевидно, сказали, что поведут на утренник), а потом я очнулась после наркоза, ожидая, что меня накормят вкусным мороженым, как мне обещали, только для того, чтобы почувствовать, что у меня очень сильно болит горло и боль распространяется до самого желудка». Воспоминания такого рода могут отбить у человека всякое желание связываться с хирургией, больницами, врачами, медсестрами.

В 1982 году, окончив колледж социальных работников, Роджерс была направлена на работу в нью-йоркский госпиталь, где ее допустили к просмотру операции на открытом сердце. На фоне ужасающей какофонии звуков в операционной ее поразила музыка Френка Синатры, которая передавалась через громкоговорители. Хирург сказал, что ему нравится неподражаемая лирика Синатры, но песня привела Роджерс в ужасное состояние. Дело в том, что она впервые услышала ее в середине 1950-х годов, когда ее отца оперировали по поводу рака челюсти, и эта песня немедленно перенесла ее обратно в то время. «Если бы я была пациенткой на операционном столе, как бы хирурги смогли узнать о моей личной реакции?» — задала она себе вопрос.

Этот опыт побудил Линду Роджерс исследовать способность пациентов воспринимать музыку в условиях анестезии. Вскоре она обнаружила обширные материалы исследований, подтверждающих, что больные продолжают слышать, даже будучи без сознания. Один из классических экспериментов включал опыты над кошкой, погруженной в состояние наркоза, электроэнцефалограмма которой продолжала реагировать на лай собаки. «Слуховые каналы, в отличие от других чувственных систем, имеют собственные контакты, — поясняет Роджерс. — На слуховые волокна анестезия не действует, они продолжают передавать звуки. Если выразить это проще: мы никогда не перестаем слышать!»

В своей лекции, прочитанной в 1993 году, Роджерс обсуждала роль музыкальной терапии в операционной. Она указала, что музыка является богатым эмоциональным опытом, который оказывает воздействие на пациента и является чрезвычайно личным. Идеальная музыка, если исходить из этой концепции, является транквилизатором (успокаивающим агентом), роль которого — снизить возбуждение. Такая «транквилизаторная» музыка, разработанная в отделении анестезиологии госпиталя в городе Люденшейд, Германия, в середине 1970-х годов, лишена лирических мотивов, пения и всего такого, что может вызвать у пациента нежелательные и вредные воспоминания или ассоциации. Идея заключается в том, чтобы «погрузить» пациента в поток звуков, дать ему возможность расслабиться, а музыке — «поработать» над ним.

Для того чтобы оградить пациентов от случайных нежелательных звуков или безвкусных разговоров во время операции, Роджерс рекомендует, чтобы выбранные пациентами записи на кассете до, в процессе и после хирургической операции звучали с маленького магнитофона, снабженного наушниками. Линда подобрала комплект успокаивающих музыкальных записей, которые маркированы цветными бирками и находятся на столе дежурной медсестры, чтобы пациенты всегда могли выбрать для себя что-нибудь подходящее. «По мере того как пациенты приучаются успокаиваться и снимать боль с помощью музыки, — делает вывод Роджерс, — следует ожидать скорейшего восстановления после хирургических операций, меньшего количества осложнений, сокращения времени, проведенного в больнице, и более сильной положительной реакции на медицинские проблемы, которые могут возникнуть в будущем». Сегодня такой метод проведения хирургических операций стал скорее нормой, чем исключением.

В 1997 году президент Билл Клинтон порвал сухожилие, и ему потребовалась довольно сложная хирургическая операция, которую он решил пережить без общего наркоза. Президент попросил врачей включить в операционной кантри-музыку, ту музыку, которая скрасила ему нелегкое детство в штате Арканзас, сохранив столь высокий настрой и чудесные воспоминания.

Случилось так, что Линда Роджерс окунулась в музыку с раннего детства. Ее отцом был Ричард Роджерс, который сочинял мюзиклы для Бродвея, которые вдохновляли и развлекали несколько поколений слушателей.


Настраивай себя на операцию

В послеоперационных палатах или палатах интенсивной терапии обычно необыкновенно шумно. По иронии судьбы в них не здоровая атмосфера. Напичканные медикаментами после тяжелой хирургической операции, вы с трудом пробуждаетесь от наркоза в неприятном, полусонном состоянии, для которого шум чрезвычайно вреден. Прослушивание музыки может помочь в таких обстоятельствах, дав вам возможность очнуться после операции в приятной и знакомой вам звуковой среде.

Если вам предстоит госпитализация, потратьте несколько дней перед этим, «репетируя» свое выздоровление. Подберите для себя медленную прекрасную музыку в стиле барокко или что-нибудь из классики. Каждый день до операции прослушивайте эти записи, лежа на спине с закрытыми глазами. Убеждайте себя в том, что вы в нормальном состоянии. Поправляйтесь, говорите себе, что операция прошла успешно и вы в безопасности. Музыка скроет от вас посторонние звуки и поможет внутренне собраться.

Во многих больницах сейчас предлагают различные музыкальные системы для восстановления, хирургии и подготовки к операции. Убедитесь в том, что в вашей больнице такая система есть, а если нет, возьмите с собой портативный кассетный или компакт-дисковый плейер. Попросите врача или сестру включить проигрыватель, как только вас переведут в послеоперационную палату, чтобы музыка Звучала, когда вы будете выходить из наркоза. Комплект, подобранный Линдой Роджерс для хирургической операции, состоит из трех пленок: предоперационной, операционной и послеоперационной. Вы можете использовать мою подборку.

Поп-музыка, быстрые мелодии и вокал не дают столь положительного эффекта, что объясняется их эмоциональной наполненностью и динамичным ритмом. Музыка для восстановления после операции должна быть успокаивающей.


Лечебные учреждения применяющие музыкальную терапию

Больницы, о которых я рассказал, являются только примером сотен больниц, клиник и университетов, разбросанных по всему миру, где активно развивается и пропагандируется музыкальная терапия.

• В больницах Лондона пациенты могут слушать классическую музыку, когда подвергаются местной анестезии перед операцией. Журнал «Нью саинтист» сообщает, что у тех, кто выбирает эту форму музыкальной терапии, реже наблюдаются осложнения и выздоровление наступает быстрее. «Некоторые из них полностью погружаются в свой мир, стоит им надеть наушники, — делится впечатлениями один из анестезиологов. — Они едва ли замечают посторонний шум (например, пилы или дрели), который мы производим, оперируя на костях».

• В исследовании, которое было опубликовано в 1995 году в «Журнале Американской медицинской ассоциации», ученые из университета штата Нью-Йорк в городе Буффало исследовали воздействие музыки на пятьдесят хирургов-мужчин в возрасте от 31 до 61 года. Врачи оперировали в условиях прослушивания музыки, которую каждый выбирал для себя сам (сорок шесть классических композиций, два джазовых отрывка и две ирландские народные песни, причем последние сопровождались барабанами и свистками). Исследователи пришли к выводу, что в таких (чрезвычайно приятных) условиях у хирургов снижалось давление крови, замедлялся ритм сердечных сокращений, они справлялись с умственными задачами быстрее.

• В госпитале в городе Честерфилд (штат Миссури) музыкальная терапия применяется в таких областях физического восстановления, как дыхательные заболевания, рак груди, восстановление после удара, производственные травмы, психиатрия и общая медицинская терапия.

• В больнице в Грин-Бей (штат Висконсин) медицинские сестры активно используют музыку, кассетные плейеры, а наушники есть во всех палатах.

• Доктор Пол Робертсон, профессор-консультант по музыко-терапии и психиатрии из университета Кингстон в городе Онтарио, Канада, рассказывает об исследованиях, во время которых пациентов подвергали воздействию 15-минутных отрезков успокаивающей музыки. При этом им давали только 50% рекомендованных доз успокаивающих и обезболивающих лекарств, причем исследовались пациенты после чрезвычайно болезненных операций.

• В медицинском центре университета штата Массачусетс в городе Уорчестер музыка арфистки Джорджии Келли прописывается вместо транквилизаторов и обезболивающих для пациентов после операций по поводу злокачественных опухолей.

• В медицинской школе университета Луисвилла исследуется воздействие новаторского искусства и медицинских программ в отделении психиатрии на поведение человека. Начиная с 1990 года этим отделением руководит Элис X. Кэш, доктор философии, которая является музыкан-том-клавишником, знатоком музыки и социальным работником, пионером введения песнопений и тонирования в лечебную практику. Ее методика была испытана на больных, страдающих болезнью Альцгеймера. Большинство хирургов этой больницы постоянно приносят свои бум-боксы в операционную комнату.


ИСПОЛНИТЕЛЬ ЖЕЛАНИЙ НМ

Категория: Музыкотерапия - статьи |
Просмотров: 5590 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]