МУЗЫКА ДЛЯ ЖИЗНИ функциональная музыка как явление современной культуры сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта
Максим Леви
(кандидат психологических наук, Академия управления МВД России
)
МУЗЫКА ДЛЯ ЖИЗНИ функциональная музыка как явление современной культуры
сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта
(в сокращённом виде)
Музыка прошлых лет, ныне звучащая как
"автономная", изначально зачастую появлялась на свет именно как
прикладная, да к тому же то и дело заново обретает прикладное значение:
используется в музыкальной терапии, для музыкального сопровождения
труда и т.д. Последнее справедливо даже для старинной музыки в
аутентичном исполнении; что и говорить тогда о многочисленных
современных обработках, выполняемых с разной долей вкуса и безвкусия!
Не приходило ли кому в голову упрекнуть, скажем, К. Монтеверди, да и
многих его предшественников и последователей, за то, что они
использовали в своих церковных сочинениях мотивы григорианских хоралов,
чем "исказили" их чистое и строгое звучание?
"Прикладная" и "функциональная" музыка - по сути синонимы, однако
первый из этих терминов больше подходит для искусствоведов, а второй -
для нашего брата психолога. Каков собою феномен функциональности
музыкального искусства, что это такое - вряд ли когда-нибудь будет
вполне точно определено: явление это изменчивое и развивающееся. Среди
функций музыки в одной из классификаций названы следующие:
стимулирующая, седативная, церемониальная (включая ее применение в
религиозных, военных ритуалах и др.), коммерческая (включая применение
в труде, в торговле, просто для развлечения), терапевтическая,
образовательная. Очевидно, подобная классификация, несмотря на
феноменологическую полноту, страдает отсутствием системности: в ней
смешаны цели и сферы применения музыки. Для систематизации
представлений о функциях музыки, т.е. целях, с которыми она
используется, мы предлагаем выделить несколько уровней ее воздействия
на человека (см. табл. 1).
Таблица 1.
Уровень воздействия
Цели использования
Биологический.
- Смягчение физического дискомфорта, уменьшение болевых ощущений;
- Влияние на различные физиологические процессы (кровообращение, дыхание, внутреннюю секрецию, иммунитет и др.);
- Терапия болезней, повышение эффективности различных методов лечения при комплексном их применении.
Психофизиологический.
- Преодоление однообразия стимуляции органов чувств;
- Повышение физической работоспособности;
Улучшение функций восприятия, внимания, памяти, сенсомоторных реакций;
- Повышение уровня бодрствования, преодоление сонливости;
- Релаксация, ускорение засыпания.
Психологический
- Улучшение настроения, создание положительных эмоций (тимогенная функция);
- Снижение тревожности, отвлечение от неприятных мыслей (анксиолитическая функция);
- Избавление от скуки или пресыщения какой-либо деятельностью;
- Выявление и отреагирование - внешнее выражение - накопившихся переживаний (функция катарсиса) ;
- Изменение состояния сознания, создание ощущений погружения в "другую реальность".
Ценностно-смысловой
- Воодушевление на выполнение какого-либо дела, способность вызывать энтузиазм и т.п.;
- Формирование мировоззрения, системы ценностей, направленности личности;
- Развитие нравственных качеств человека.
Социально-психологический
- Улучшение способности к общению, повышение контактности, преодоление явлений аутизма;
- Сплочение, объединение коллектива людей, улучшение их взаимоотношений;
- Влияние на поведение больших и малых групп.
Наша
классификация, что греха таить - сугубо, даже безнадежно
психологическая. Потому и оказался весь медицинский аспект воздействия
музыки свален в одну кучу: вряд ли, скажем, квалифицированный
музыкотерапевт согласится, что влияние на сердечный ритм и на
содержание иммуноглобулинов - это один и тот же уровень воздействия. В
организме структурных уровней масса. Аналогично и в сфере
социально-психологической: разве один уровень - влияние на обстановку в
семье и на умонастроения больших общественных групп?..
Определив
основные прикладные функции музыки, возьмемся далее за описание
основных сфер, направлений ее функционального действия, образующихся
как целенаправленно, так и стихийно. Сразу скажем, что эти
магистральные пути порой трудно отличить один от другого, ибо они
взаимно "плавно перетекают".
Музыкальная терапия.
Основные направления практикуемой в нашей стране музыкальной терапии
как самостоятельного метода ("музыка мозга" Я. Левина, вокало- и
музыкотерапия С. Шушарджана, музыкотерапия В. Петрушина,
онтопсихологическая музыкотерапия, кое-какое доморощенное
"чудо-целительство") и как компонент комплексного лечения или
психотерапии (аутогенная тренировка, метод С. Грофа, терапия творческим
самовыражением М. Бурно, психотренинги с музыкой В. Басова,
"бинауральные" технологии Р. Монро со товарищи) рассматривались нами
ранее, поэтому ограничимся описанием лишь некоторых, не затронутых в
нашем предыдущем обзоре методов, а также фрагментов необъятной
зарубежной литературы по этой тематике.
Нетрадиционная система постановки
голоса, разработанная В Багруновым, оказывает, по словам автора, помимо
основного обучающего, определенное оздоравливающее и психорегулирующее
воздействие. Его методика основана на восстановлении природной
способности звукоизвлечения (ведь младенцы, обладая многократно меньшей
по сравнению со взрослыми силой легких, способны подавать чрезвычайно
громкий голос): применяются упражнения для формирования "малого
дыхания" и улучшения соединения гортани с трахеей, т.к. звук голоса
порождается бронхиальной системой, а не голосовыми связками. В
результате достигается способность без усилия говорить и петь долго и
выразительно, а как следствие - повышается коммуникабельность и
уверенность в себе, а заодно - способность к релаксации, снятию лишнего
напряжения. Отметим, что указанная система в значительной мере близка
отдельным методикам "онтопсихологической" музыкальной терапии А.
Менегетти: "...все части вашего тела будут участвовать в пении, словно
звук производят не только голосовые связки, но и все, даже самые
маленькие мышцы вашего тела... Начать можно с молчания, чтобы лучше
проявился ваш внутренний голос. Потом можно петь без слов на самых
низких тонах, потому что они вызывают в нашем организме максимальный
резонанс... чтобы в каждой клетке организма чувствовался отклик,
зарождающийся в глубинах."
Метод музыкальной электростимуляции был предложен В.С. Тесленко. "...
Его особенность в том, что он сочетает в себе классический метод
электродного лечения (электрофорез) и новый - ...прослушивание музыки.
...на электроды подается электрический сигнал, преобразованный из
звукового сигнала музыкальной композиции, что делает его
многогармоническим; причем амплитуда и частота тех или иных гармоник
изменяется со временем, благодаря чему организм не устает от лечебного
воздействия. А синхронное прослушивание этой же музыкальной
композиции, выбираемой самим пациентом, эмоционально усиливает
электродное воздействие ...известно множество заболеваний, которые он
(такой метод) позволяет излечить. Применение музыкально гармонизирующей
физиотерапии рефлексогенных зон и точек акупунктуры способствует более
эффективному проведению терапевтических мероприятий, сокращению сроков
лечения больных по сравнению с раздельно применяемой в настоящее время
электростимуляцией и звуковой музыкотерапией".
Таблица частот и их нозология (по В.С. Тесленко, приводится с сокращениями - М.Л.)
Частота в гц
Нозология
0,04
лейкоцитстимулирующий
0,1
аутоиммунные заболевания
0,2
детоксикация почек
0,3-3,0
тета-ритм головного мозга, начальная фаза сна, глубокая медитация
головные боли, обусловленные церебральными ангиоспазмами, неврозы, раздражительность, сотрясение головного мозга
6,8
миалгии, судороги мышц
7,0-14
альфа-ритм головного мозга, интелектуальная активность, медитация (у детей данный ритм доминирует)
7,0
стимуляция серотонина
7,5
невралгия тройничного нерва
7,7
паралич спастический
8,0
спазмолитический, регуляция синтеза ДНК
8,0-10,0
наибольшая стимуляция эндорфиновых антиноцицептивных структур,
регуляция транспорта катионов, анионов и биологически активных веществ
в межклеточной жидкости
8,1
мочегонное действие (диуретическое, баланс калия и натрия), нефролитиаз, почечная колика, нефрит, цистит, пиелоцистит
бета-ритм головного мозга- мыслительная активность, концентрация,
логические выводы, интелектуальная активность, инстинкт самосохранения
("бегство-борьба"), страх, психосенсорные реакции
20-30
стимуляция нейро-мышечной передачи при парезах
25-100
стимуляция парасимпатической нервной системы, вазодилятация
72
обмен кальция
100
торможение симпатической нервной системы
80, 240
анальгезия
Оригинальный
метод музыкальной психотерапии В Элькина основан на использовании
определенных цветомузыкальных соответствий. Анализируя давнишние
размышления о "цвете тональностей" А. Скрябина, Н. Римского-Корсакова,
С Рахманинова и др. и опираясь на теорию семантики цвета М. Люшера,
автор разрабатывает свою систему, в которой каждому из 8 цветов
люшеровского ряда сопоставлены три тональности, связанные
квартово-квинтовым соотношением, причем мажор соответствует основным
цветам (красному, желтому, зеленому, синему), а минор - дополнительным
(фиолетовому, коричневому, серому, черному). Согласно цветовому выбору,
который делает пациент, ему подбираются произведения для прослушивания.
По утверждению автора, пациенты сами ассоциируют произведения с теми
цветами, которые таковым соответствуют (подтвердить свои заключения с
помощью статистических критериев автор счел, видимо, излишним). Легко
видеть уязвимость этой теории для критики, ибо в ней игнорируется один
из фундаментальных фактов, во время оно легших в основу
гештальт-психологии: одна и та же музыка, сыгранная в разных
тональностях, действует на человека если не совершенно одинаково, то,
во всяком случае, куда более сходно, чем разные мелодии в одной
тональности. Непонятно также, учитывается ли автором тональный план
произведений - переходы из одной тональности в другую, часто имеющую
"другой цвет". Кроме прочего, автор постулирует соответствие
тональностей и цветов знакам Зодиака, "стихиям" (вода, воздух, огонь,
земля), к которым по дате рождения относится композитор, и это тоже
находит свое психотерапевтическое приложение. Одно несомненно: если
пациенту убедительно сказать, что для него звучит именно ему подходящее
произведение - ассоциированное с "его" цветом, "правильной"
тональности, да и композитор родился под тем же созвездием, что и он, к
тому же если доктор сам его исполнит (что и делает В. Элькин, будучи
квалифицированным музыкантом), то благотворный результат очень высоко
вероятен.
Кстати, западными учеными было установлено, что наибольшее
иммуно-стимулирующее действие оказывает "живая", причем импровизируемая
музыка. J. Scartelli утверждает, что для достижения нужного влияния на
иммунитет (через психо-нейро-иммунные связи) музыка должна быть
"правильной" для конкретного пациента, индивидуально подобранной.
Другие авторы исследовали влияние 4-х различных звуковых условий
(тишина, отдельные чистые тоны и щелчки, музыкальная радиопередача,
музыкальная программа компании Музак (о ней подробнее см. ниже)) на
такой показатель активности иммунной системы, как уровень
иммуноглобулина "А"; значимое повышение его уровня достигалось только
при звучании музыкальной программы Музак.
Благодаря использованию музыки можно добиться уменьшения стрессовой
реакции пациентов перед хирургическим вмешательством, что объективно
подтверждается снижением содержания кортизола в слюне.
Комплексная музыкально-физкультурная восстановительная терапия
применяется для пациентов, перенесших трансплантацию костного мозга с
целью преодоления мышечной дистрофии и других возникающих проблем. В
течение краткого курса (2-3 сеанса) достигалось только большее чувство
расслабления и комфорта; длительный же (10 сеансов) курс способствовал
также повышению выносливости при выполнении физических упражнений и
большей общительности пациентов.
В западных странах музыка также широко
применяется в системе медицинской поддержки неврологических больных -
при болезнях Паркинсона, Альцгеймера и т.п. В учреждениях для
престарелых имеется опыт профилактики старческого слабоумия с помощью
музыки. В психиатрических лечебницах наблюдение за пациентами во время
массовых прогулок по двору с музыкальным "фоном" показало, что меньше
беспорядков происходило при звучании "кантри" и легкой электронной
музыки, чем когда включался "тяжелый рок" и "рэп".
Музыкальная
терапия показала определенную эффективность при лечении больных с
инфарктом миокарда, т.к. "релаксирующая" музыка помогает снизить у них
частоту сердцебиения и дыхания, а также уровень ситуативной
тревожности. Этот метод применяется и к онкологическим пациентам,
причем происходит значимое снижение стресса, вызываемого процессом
интенсивной терапии, но существенного воздействия на глубинном
биологическом уровне - снижения побочных эффектов химиотерапии - не
обнаруживается.
Музыка в образовании и воспитании
Многим
из читателей, несомненно, знакома такая ситуация: ваше чадо, садясь за
уроки, включает на едва переносимой громкости записи групп "Rammstein",
"Slip knot", "Крематорий", "Король и шут" и разный прочий "хард",
"панк" и "металл", вы же восклицаете: "Как можно учиться под такое?!".
Исследования убеждают, что иногда - можно, но лучше - не под "такое".
Не впервой приходится слышать сетования и по поводу "пагубного"
морального влияния некоторых жанров: некогда и джаз (теперь ставший
почти элитарным искусством, прошедшим путь от дансингов и пивных до
консерваторских залов) обвинялся в том, что он рука об руку с
психоанализом низвел нравы людские в пучину "сексуальной революции".
В.В. Александрин говорит следующее: "коснемся опасности, которая
подстерегает любителей современной музыки в ритме "дельта" (ритм
"дельта-волн" головного мозга, наблюдаемых на электроэнцефалограмме в
состоянии сна, глубокого транса, комы - М.Л.) - молодых людей,
активно... слушающих поп-музыку, рок и рэп. Ритм этой музыки (около 150
ударов в минуту)... попадает в полосу "шаманских" частот (т.е. частоты
ударов "магического" бубна, используемого шаманами разных народностей -
М.Л.), причем, в отличие от джаза или классической музыки, ритм этот
акцентирован, очень громок и почти лишен вариаций... (он) как раз
соответствует частоте эпилептиформных разрядов... эпилептиформные
разряды - это синхронная активность большой массы нервных клеток,
модулированных по частоте 2-3 гц, то есть по частоте дельта-ритма. На
дискотеках к музыке добавляется ритмичный танец и ритмичное же мигание
ярких прожекторов в темноте... - словом, налицо полный набор
психотехнических приемов, вызывающих доминирование дельта-ритма в
мозге... танцующий на несколько часов погружает свой мозг в условия,
способные вызвать искусственный малый эпилептический припадок... он
может оставить после себя нехороший след в виде застревающего типа
мышления с любой навязчивой мыслью, в том числе и о самоубийстве. В
одном из подмосковных городов... три подружки, ... выбросились с
восьмого этажа. ...девушки были абсолютно здоровы психически и не
употребляли ни водки, ни анаши... ни даже пива. Все они воспитывались в
полных семьях... (их) родители не были ни алкоголиками, ни садистами...
Они были большими поклонницами молодежной музыки, ходили в дискотеки и
одну из любимых своих певиц слушали на полную громкость все три часа,
предшествовавшие суициду"...
Несколько
исследований было специально посвящено вопросу о возможной связи
прослушивания музыки определенного типа со склонностью детей и юношей к
суицидальному, агрессивному или противоправному поведению. Наиболее
"проблемными" считаются жанры "рэп" и "хеви-метал". Так, у поклонников
хэви-метал выявлена меньшая выраженность познавательных потребностей, а
также положительное отношение к употреблению психоактивных веществ,
сексу и антисоциальным поступкам. Фанаты панк-рока отличались
неприятием разного рода авторитетов, расположенностью к ношению оружия
и мелким магазинным кражам, терпимым отношением к возможности попасть в
места лишения свободы. Другими авторами изучалось влияние рэп-музыки на
молодых мужчин - афроамериканцев. Три группы обследуемых просматривали
различные видеозаписи, включавшие: рэп-музыку с темой насилия;
рэп-музыку без темы насилия; видеозапись без музыки. Далее им
предлагалось прочесть и обсудить два сюжета: о насильственных действиях
в отношении мужчины и женщины; о молодом человеке, который собирается
добиться успеха, упорно занимаясь учебой, тогда как его безработный
приятель "чудесным" образом становится обладателем дорогих и красивых
вещей - машины, одежды и т.п. результаты показали: 1). Просматривавшие
видео с темой насилия выразили большее одобрение насильственных
действий и готовность участвовать в них, причем особенно отличались
одобрением насилия в отношении женщины; 2). Обе группы, просматривавшие
запись с рэп-музыкой, выразили большее желание быть такими, как
"материалистичный" молодой человек и были менее уверены в том, что
учеба поможет другому юноше достичь его целей.
Исследователями оценивалось и влияние жанра "heavy metal" с
сексуально-агрессивным содержанием на отношение молодых мужчин к
женщинам, уровень сексуального возбуждения, а также одобрение насилия в
отношении женщин. Испытуемые слушали три вида музыки: heavy metal
сексуально-агрессивного и "христианского" подвида и легкую классическую
музыку. Независимо от содержания текстов прослушивание
"тяжело-металлической" музыки усиливает мужскую поло-ролевую
стереотипизацию (культ "мужественности") и негативное отношение к
женщине. Неожиданно обнаружилось, что уровень сексуального возбуждения
больше повышает классическая музыка. Как оказалось, методологически
выверенное исследование, не позволяетустановить однозначной связи между
прослушиванием "heavy metal" и агрессивностью. Так, обнаружено влияние
субъективных предпочтений слушающих: повышение уровня эмоции гнева при
звучании этой музыки наблюдается только у тех, кто не является ее
поклонником.
У несовершеннолетних (от 12 до 17 лет) правонарушителей рэп является
преобладающим музыкальным выбором, причем 72% из них признают влияние
музыки на их чувства, но только 4% признают ее связь прослушивания с
противоправным поведением. В исследовании, посвященном изучению связи
между делинквентностью (склонностью к правонарушениям) и предпочтением
стиля хэви-метал, получены неоднозначные результаты. Влияние этой
музыки на делинквентное поведение наблюдается только в условиях низкой
степени родительского контроля. Не обнаружилось связи предпочтения
хэви-метал с наличием друзей-правонарушителей. Неожиданно оказалось,
что ученики с более высокой успеваемостью чаще увлекались этой музыкой
и оценивали сами себя как более делинквентных.
Для
объяснения этих не всегда вполне согласующихся результатов применяют
несколько теоретических моделей: во-первых, музыка, как мощное
выразительное средство, дает выход переживаниям, позволяет, говоря
технической метафорой, "выпустить пар", предотвратить эмоциональный
"взрыв" (не стоит, однако, в этой связи забывать высказывания В.
Франкла и других психологов, придерживавшихся гуманистической
парадигмы, о том, что эмоции, как и прочие человеческие способности,
"упражняются", и не через что иное, как способ выражения таковых); во
вторых, она скорее служит "зеркалом души" тех, кто стремится ее
слушать, чем сама по себе оказывает влияние; в-третьих, сколько-нибудь
существенное вредоносное воздействие музыки возможно только при
определенных дополнительных условиях - таких, как уже имеющееся
негативное эмоциональное возбуждение.
Исследовалась
также связь между пристрастием молодых людей к стилю хэви-метал и
суицидальными склонностями. Поклонники этого стиля характеризовались
меньшим жизнелюбием (особенно юноши) и большей частотой мыслей о
самоубийстве (особенно девушки). При этом, учитывая, что у всех
опрошенных музыка улучшает настроение, авторы заключают, что слушание
"хэви-метал" вряд ли само по себе повышает суцидальный риск, однако
может служить его индикатором. Социологическое исследование,
проведенное в 50 американских штатах, показало положительную связь
числа юношей-самоубийц с объемом подписки на журналы, посвященные
субкультуре "хэви-метал". Вероятно, эта музыка, попадая на
"благоприятную почву" имеющихся у тех или иных индивидов
аутоагрессивных (саморазрушительных) наклонностей, именно у них с
большей вероятностью становится пристрастием и, в свою очередь,
способствует дальнейшему взращиванию склонности к суициду. Начав данную
тему "за упокой", продолжим "за здравие".
В исследовании В.Б. Поляковой было
показано положительное влияние музыки на процесс сосредоточения и
умственную деятельность. Обнаружено, что прослушивание фортепьянных
сонат В.-А. Моцарта способствует лучшему развитию
пространственно-временных суждений у студентов колледжа, так что в
обиход вошел даже термин "Моцарт-эффект". Правда, детальный анализ
большого количества данных, собранных разными учеными, показал, что
коэффициент интеллектуальности (IQ), в среднем, как известно, равный
100, с моцартовской помощью в среднем возрастает всего на 1,4, или 0,9
стандартного отклонения. Другой исследователь приходит к выводу, что
"Моцарт-эффект" заключается большей частью только в совершенствовании
одной специфической способности - мысленного вращения объектов.
В
одном эксперименте детям 11-12 лет давались задания - запоминание
текста и проективный тест на альтруизм в повседневных ситуациях - в
тишине или под музыку, предварительно оцененную ими как
"приятная-умиротворяющая" либо "неприятная-агрессивная". Обнаружилось
значимое положительное влияние "приятной" музыки как на запоминание,
так и на вероятность альтруистической реакции. Помимо этого выяснилось,
что на скорость и качество чтения или выполнения логических
умозаключений студентами музыкальное сопровождение не влияет, однако
при "возбуждающей" музыке многие отмечают трудности сосредоточения. В
письменных работах школьников 11-12 лет влияние музыки существенно
проявляется не на базовых литературных навыках, а на творческих
достоинствах сочинений, причем "волнующие" истории лучше пишутся под
"успокаивающую" музыку.
Убедительные
результаты получены при использовании оркестровых сочинений Моцарта в
качестве музыкального фона при обучении детей "трудного" поведения.
Заметно снизились агрессивность и непослушание, улучшилась координация
движений при ручных работах; физиологические замеры показали также
снижение температуры тела, пульса и т.д., что привело автора к выводу,
что "моцартовский эффект" находится в тесной связи с выработкой
эндорфинов, благодаря которым, говоря образно, таким детям гормоны не
так сильно бьют в голову. Похожий результат - уменьшение агрессивности
детей, сокращение избыточной активности (непоседливости), повышение
доброжелательности и увеличение успехов в математике - получен и другим
автором.
В Военно-инженерной Академии им. Ф.Э. Дзержинского в порядке
эксперимента музыка включалась во время лекций по техническим
дисциплинам. В результате повысилась удовлетворенность слушателей
процессом занятий, им легче стало длительно поддерживать
сосредоточенность, хотя значимого влияния на результаты учебы выявлено
не было. Было показано, что в первые 1-2 занятия требуется некоторая
адаптация к музыкальному фону.
В недавние годы был разработан цикл
"Музыкальных тренингов личностной и творческой самореализации" для
педагогов, психологов и музыкантов с целью решения некоторых проблем
профессионального становления - самочувствия и саморегуляции,
уверенности, преодоления сложностей в общении, личностного и
профессионального самовыражения, мотивации к деятельности; применяемые
методики включают слушание музыки, исполнение известных сочинений,
импровизацию, "телесно-ориентированные" техники слушания "внутри себя".
Проведенный обзор позволяет заключить, что сегодняшняя
ситуация в области функциональной музыки в нашей стране и за рубежом
имеет более общего, нежели различного. Знакомая с детства нашему
поколению формула "вперед, догоним США" и ныне относима к развитию
функциональной музыки как культурного явления; но по некоторым
направлениям, говоря строчкой Визбора, "мы впереди планеты всей".
Конечно, как уже во всём повелось, быстрее прочего развивается то, что
сулит скорейшие барыши: потому музыкальная терапия всех мастей и
расцветает пышным цветом, не всегда принося добрый плод; в
использовании же музыки на производстве наша страна, сделав
стремительный скачок около 30 лет назад, теперь снова порядком отстает,
а поставить на научную основу применение музыки в сфере потребления
сильно мешает "тяжкое наследие прошлого".
Посему для завершения нашего обзора мы не находим ничего лучшего, как
призвать читателя к функционально-музыкальному и культурному оптимизму,
не воинствующему, но настойчивому...