Полчаса
классической музыки в день обязательны для всех детей американского
штата Флорида – так велит принятый там уже шесть лет назад закон № 660,
иначе называемый Beethoven's Babies Bill. Законодатели штата уверены:
музыка не только помогает малышам заснуть в «тихий час», но и
способствует гармоничному развитию мозговой деятельности ребенка.
Во Франции благотворное влияние музыки используют в некоторых столичных
детских больницах. Их предоперационные палаты похожи на концертные
залы: маленькие пациенты, родители и персонал могут играть на
музыкальных инструментах, импровизировать или просто слушать кассеты.
Классические мелодии сопровождают ребенка до самых дверей операционной;
прекрасные и успокаивающие звуки слышны в лабиринтах коридоров, лифтах,
оживляя и согревая больничную атмосферу. Врачи убеждены: музыка
помогает детям успешнее перенести анестезию, да и само по себе
пребывание в клинике.
В
английском городе Ньюкасл служба безопасности метро заменила
транслируемую в подземке рок-музыку на мелодии барокко – и количество
случаев вандализма и агрессии на станциях уменьшилось вдвое!
Факты, согласитесь, удивительные. Хотя сегодня для многих из нас музыка
– это лишь развлечение, некий продукт потребления или просто привычный
«шумовой фон». Мало кто знает, что у музыкальных звуков есть особая
сила.
Целебное искусство
Мудрые всегда признавали особую силу звуков. В IV веке до н. э. Платон
утверждал: «Музыка – это самое мощное средство, потому что ритм и
гармония живут в душе человека. Музыка обогащает ее, даруя ей
блаженство и озарение».
В западной культуре лечебная сила музыки формально была признана лишь в
середине ХХ века. С этого времени психологи стали использовать ее,
чтобы помогать людям. Возникла и особая медицинская специальность –
музыкотерапевт. Сегодня музыка стала обязательной частью лечения
детского аутизма, депрессии и многих психических заболеваний. И
специалисты теперь предпочитают говорить даже не о музыкотерапии, а об
«искусстве терапевтической музыки».
Звуки материальны
Звон колокольчика или грохот отбойного молотка – все звуки передаются
по воздуху, создавая «акустическое давление», которое ласкает или
поражает наши барабанные перепонки. У каждого звука своя частота.
Слишком высокие или слишком низкие звуки мы не слышим, но материальны и
они. Американские ученые лаборатории Jet Propulsion в Пасадене открыли
феномен «звукосвечения». Направляя мощные ультразвуки в стеклянный
сосуд с водой, они увидели, как образуются крошечные пузырьки,
излучающие голубоватый свет. Этот феномен доказывает реальность
физического воздействия звуков на материю, причем не только слышимых,
но и тех, которые человеческое ухо не способно воспринимать.
Ритмы тела
Наш организм и сам подобен оркестру: биение сердца, ритм мозговой
деятельности, сокращения легких, циркуляция крови, импульсы нервных
клеток… Если ритмы внешней жизни слишком агрессивны, работа внутреннего
«оркестра» нарушается: организм, пытаясь адаптироваться, «подхватывает»
быстрый ритм, напряжение растет, возникает стресс. И наоборот, если
музыка соответствует нашим биоритмам, мы ощущаем гармонию.
Исходя из этого принципа, живущий в Лондоне французский ученый Фабьен
Маман (Fabien Maman) разработал оригинальную технику терапии. Он
устанавливает обычные музыкальные камертоны на биологически активные
точки, в частности используемые в акупунктуре, и звуковая волна
проходит через все ткани и органы тела пациента, «настраивая» их на
благоприятную для них частоту.
Мы чувствуем себя хорошо, когда звуки музыки или окружающей среды
вступают в резонанс с частотами нашей нервной системы. С этой
физической закономерностью связан успокаивающий эффект так называемых
мелодий для релаксации: мозг адаптируется к их темпу, а интенсивность
его работы замедляется настолько, что мы можем погрузиться в глубокий
сон.
Эффект Моцарта
Тайну целительных свойств музыки Вольфганга Амадея Моцарта подтвердил
Альфред Томатис (Alfred Tomatis), врач-отоларинголог, член Французской
академии медицинских наук. Исследуя особенности работы мозга человека,
он выяснил: прослушивание высокочастотных звуков – 5000–8000 Гц –
активизирует мозговую деятельность, улучшает память, стимулирует
процессы мышления. Эти вибрации словно питают наш мозг, а вместе с ним
и все тело. Анализируя музыку разных композиторов, Альфред Томатис
пришел к выводу, что произведения Моцарта содержат наибольшее число
нужных частот. Он также выяснил, что именно их в основном слышит
ребенок в период внутриутробного развития. Смоделировав подобный фон,
он давал слушать записи детям разных возрастов и с разными нарушениями
развития – их самочувствие улучшалось. Дело в том, что высокочастотные
колебания пробуждают чувство архаической связи с матерью, дают человеку
ощущение защищенности, цельности и благополучия. Опираясь на результаты
своих исследований, доктор Томатис разработал метод лечения с помощью
музыки. Он эффективен при детском аутизме, нарушениях концентрации
внимания, расстройствах речи, а также при депрессиях у взрослых.
Мозг меломана
Профессор психологии Гарвардского университета Говард Гарднер (Howard
Gardner) доказал, что музыка, подобно речи или математической логике,
активизирует работу мозга, влияет на развитие многих психических
функций: памяти, внимания, воображения, мышления. Физик Гордон Шо
(Gordon Shaw) и психолог Фрэнсис Росчер (Frances Rauscher) провели
интересный эксперимент в Калифорнийском нейробиологическом центре
проблем обучения и памяти. 50 детей трех и четырех лет распределили по
трем группам. В течение восьми месяцев малыши из первой группы
индивидуально учились пению и игре на фортепиано; вторая группа
«прошла» курс информатики; а третья не получила никакого специального
обучения. Затем всем участникам эксперимента были предложены тесты на
пространственное восприятие (складывание паззлов, кубиков и т. д.).
Группа маленьких пианистов показала высший результат – 31 %.
Эксперимент подтвердил: в первые годы жизни восприятие окружающих
звуков, так же как и визуальное восприятие, влияет на формирование
мозга человека. Любое общение с музыкой помогает развитию ребенка. Если
он еще очень мал, знакомство не следует начинать со слишком «тяжелых»,
комплексных произведений: Прокофьев, Шуман и многие другие классики
тоже писали для детей. Вообще лучше слушать и играть ту музыку, которая
нравится.
Своя мелодия
Почему одни мелодии нам по душе, а другие, мягко говоря, раздражают?
Многие музыкотерапевты пытаются установить связь между психологическими
типами личности и музыкальными формами… Тщетно: два человека с близкими
по типу темпераментами могут иметь абсолютно разные музыкальные вкусы.
На формирование музыкальных (как, кстати, и кулинарных) предпочтений
оказывает влияние прежде всего семья, в которой растет ребенок. Музыка
на годы сохраняет наши чувства: особый ритм, забытая мелодия,
музыкальная фраза или просто какой-то звук через много лет могут
вызвать в нашей душе картины прошлого. Если в детстве вас укачивали под
серенады Шуберта или адажио Альбинони, став взрослыми, вы наверняка
будете питать к ним теплые чувства. А ребенок, который однажды был
напуган, к примеру, грохотом цирковых барабанов и фанфар, на всю жизнь
может сохранить бессознательную неприязнь к подобному музыкальному
жанру…
Восприятие музыки очень индивидуально. К тому же оно меняется в
зависимости от окружающей обстановки, нашего настроения, общего
психологического и физического состояния. Кому-то лучше всего
работается под музыку, другим она, наоборот, мешает сосредоточиться. И
все же сказать кое-что о том, как воздействует на нас музыка разных
стилей, определенно можно.