По
тихой, старой московской улице шла я как-то и услышала из окна чудесные звуки
Шопена. Удивилась. Ведь в этом доме находится Российский
научно-исследовательский центр профилактической медицины. Причем тут музыка?
Открыв массивные двери, вошла в подъезд, поднялась по лестнице, нашла комнату,
откуда доносилась музыка. Врачебным кабинетом нельзя было назвать это помещение:
на стенах - картины, за столами - склоненные головы молодых людей, рисовавших
портреты, пейзажи. За фортепиано сидела девушка и играла.
Что это - художественное училище? Нет. Приветливый, импозантный мужчина,
подошедший ко мне, отрекомендовался: психотерапевт, заведующий лабораторией
Института психологии Российской академии наук, профессор Миланского университета
новой медицины и МГУ имени Ломоносова Владимир Леонидович Райков.
Снова удивилась я, узнав в нём актера, который создал образ министра Хвостова в
известном кинофильме “Агония”. В.Л.Райков - многогранных способностей человек:
доктор, философ, поэт, киноактер.
Здесь, в лаборатории медицинского центра, он восстанавливает здоровье пациентам,
страдающим неврозами и другими заболеваниями. "Чрезмерное увлечение дискотеками,
шумной поп-музыкой, компьютерами перегружает, а порой разрушает психику человека,
особенно молодого организма, - говорил профессор. - Люди приходят сюда, рисуют,
слушают классическую музыку, приобщаются к высокой культуре”.
"Осознание способности творческого разума как высшей формы достижений эволюции
Вселенной, - не есть ли одна из благодарных возможностей сохранения и
дальнейшего развития человечества, - рассуждал В.Л.Райков. - Говорят, мир спасет
красота. Я добавлю, - сказал он: творчество во имя красоты и жизни спасет мир.
Велика заслуга в этом поэтов, художников, музыкантов”.
Профессор называет их деятельность “творческой самореализацией”. Человек
разумный - это, прежде всего, творец. Создав Разум, Вселенная создала фундамент
осознания свободы личности, ощущения своего предназначения. Стремление к
творчеству, к высотам, к звездам и определяет термин “творческая самореализация”.
Как гласит пословица: per aspera ad astra (через тернии к звёздам). „Этим мы и
занимаемся”, - улыбнувшись, заключил нашу беседу профессор Райков.
Он любовно окинул взглядом своих пациентов, прислушался к чарующим звукам
шопеновской мелодии и произнес: "Мы помогаем выявить дарованный им природой
талант и оздоровить, избавить от того или иного недуга.”
Стремление к прекрасному, к творческой самореализации живет во все времена
существования разумного человечества. Великий польский композитор и пианист
Фридерик Шопен еще при жизни был признан гениальным. К пяти годам он прекрасно
играл несложные пьесы, а в 12 лет уже не уступал лучшим пианистам. С особой
одухотворенностью, изяществом исполнял он собственные сочинения: мазурки (их он
написал 58), прелюдии, баркароллу, вальсы (их было у него 17); да еще 16
полонезов, 27 этюдов. По воспоминаниям современников, выступления Шопена всегда
проходили с огромным успехом.
Медики
давно обратили внимание на то, что музыка Шопена, да и не только его, помогает
лечить болезни и души людей. В одних произведениях - бравурность и блеск,
которые поднимают настроение, в других - нежность, поэтичность, мелодичность;
такая музыка успокаивает, умиротворяет, приводит в гармонию чувства.
В числе
делегации журналистов я побывала в Германии, в частности, в Веймаре - городе
Гёте и Шиллера, в городе Эйзенахе, где родился великий композитор Иоганн
Себастьян Бах. Кстати, по удивительной, случайной игре слов, “бах” по-немецки
означает “ручей”. И музыка Баха, казалось бы, родившаяся из родничка, вылилась в
огромное море, в океан чувств и звуков. Его органные прелюдии, фантазии, токкаты
мощным потоком захлестнули, завоевали весь мир. Не забыть мне посещения
дома-музея Баха.
Как завороженные смотрели мы на клавесин, которого, возможно, касались руки
великого маэстро. В нашей делегации была пианистка. Получив разрешение, она села
за старинный инструмент. И зазвучали “редкие аккорды клавесина”, - вспомнились
стихи Анны Ахматовой.
Мне предложили, в качестве диктора-комментатора на фоне звучавшей музыки читать
небольшой рассказ о жизни и творчестве Баха (перевод с немецкого языка на
русский). Нахлынувших чувств моих передать невозможно: почудилось, будто это Он
сидит за клавесином, откуда доносилась Его мелодичная пьеса. Звучала музыка, и я
рассказывала, как блистательно играл Бах в церкви, в большом концертном зале.
Вот он садился за орган.
Таинственно поблескивали трубы разных форм и размеров. Этот необычный,
величественный инструмент может издавать разнообразнейшие звуки: и голос флейты,
и переливчатый звон колокольцев, и тромбон с его низким тембром. Пальцы Баха
касались клавиш. Раздавался первый мощный аккорд, и лилась волшебная музыка с
причудливыми вариациями. Его называли повелителем мира звуков, сравнивали с
легендарным Орфеем - “создателем божественной музыки, гимнов” Древней Греции.
Говорят, когда Орфей трогал струны своей лютни,
На звуки её сбегались из леса звери,
Но искусство Баха по праву считают выше,
Потому что весь мир дивится ему...
Русский
музыкальный критик А.Н.Серов писал: “Бах не перестает быть великим, быть может,
величайшим, мелодистом. Только он любит заставлять петь не один голос, а многие
разом, создает не одну нить мелодическую, а целую ткань одновременных мелодий”.
Великий ученый Эйнштейн говорил, что в музыке Баха он слышал “гармонию
Вселенной”.
Пусть голоса органа снова грянут,
Как первая весенняя гроза...
- этими
словами закончила я рассказ у клавесина в доме Баха, и осмотрелась: какие ясные,
просветленные лица окружали меня. Словно через очищение прошли наши души и
сердца, соприкоснувшись с миром величайшего из музыкантов. Поистине музыка
лечит! Многие специалисты подтверждают это. Да и мы сами ощущаем, что музыка
может сильно воздействовать на живой организм. Праздничное, приподнятое
настроение создает творчество Иоганна Штрауса. “Король классического венского
вальса” (сын) написал 500 вальсов, полек, галопов, кадрилей.
Душа радуется, когда слышишь вальс Штрауса “На прекрасном голубом Дунае”!
Торжественно-величаво звучит полонез Петра Ильича Чайковского в опере “Евгений
Онегин”. А какая дивная картина предстает перед нами, когда слушаешь
произведение русского композитора Модеста Петровича Мусоргского “Рассвет на
Москве-реке”! Словно живописное полотно художника, расцвеченное лучезарными
красками утренней зари, будто живительные струи воздуха пробуждающего светлого
дня обволакивают вас. Такая музыка успокаивает, благотворно влияет на человека.
Русский
писатель Ф.М.Достоевский рассказывал, как в 1848 г. Общество любителей
словесности посетил композитор Михаил Иванович Глинка. Он тогда играл Шопена,
Глюка и собственные сочинения. А потом разошелся и исполнил свою знаменитую
“Камаринскую”. Достоевский слушал, и вспомнился ему один из весенних вечеров,
накатившееся внезапно странное состояние, похожее на то, как если бы вы “шли в
темный вечер домой, бездумно и уныло посматривая по сторонам, и вдруг услышите
музыку. Бал, точно бал! В ярко освещенных окнах мелькают тени, слышится шелест и
шарканье, как будто слышен соблазнительный бальный шепот, гудит солидный
контрабас, визжит скрипка ... вы проходите мимо, развлеченный, взволнованный, в
вас пробудилось желание чего-то, стремление. Вы будто слышали жизнь...”. О том,
как воздействует музыка на человека, поведал нам российский писатель и врач
В.В.Вересаев.
В своем произведении “В тупике” он вводит читателя в стародворянское общество,
где одна из героинь романа, пианистка Гурниенко, играла собравшимся в зале
“осколкам” старорежимного строя пьесы Бетховена, Шопена. “Большие глаза ее
засветились загоревшимся изнутри светом и стали прекрасными. И вдруг всё
злобное, придавленное, испуганное стало таять в людях и испаряться. В полутемной
зале засияла строгая, величавая красота”. Потом “Гурниенко заиграла “Осеннюю
песню” Чайковского. Мелодия под ее пальцами стала новою, хватающею за душу.
Липовые аллеи. Желтые листья медленно падают. Издалека льется тоска скрипки
осенней”. Вот и поэт Валерий Брюсов в стихах выражает свое отношение к музыке,
вернее, влияние её на состояние души:
Я не
в силах восторга
мечты превозмочь,
Повторяю напевы старинные,
И спешу, и бегу, - а прекрасная ночь
Стелет тени, манящие, длинные...
Под
музыку люди поют, танцуют, устраивают свадьбы. Наши далекие предки создавали
музыкальные инструменты, которые использовали в религиозных и культовых обрядах.
В московском Историческом музее хранятся две флейты, сделанные из трубчатых
костей животных. Это самые древние музыкальные инструменты, найденные в
европейской части России, в частности, на берегу озера в Мещерах. Значит, еще
4.000 лет назад первобытные люди нуждались в средствах, с помощью которых можно
было издавать определенные звуки, поднимавшие эмоциональный, победный тонус или
завораживавшие, гипнотизировавшие ритмы. Во времена древней Спарты воины шли в
бой под звуки деревянных инструментов. Большое значение маршевой музыке
придавали русские полководцы А.В.Суворов и М.Д.Скобелев. “Музыка удваивает,
утраивает армии”, - говорил Суворов. Марши помогают совершать длительные трудные
переходы.
Известные русские ученые В.М.Бехтерев, И.М.Сеченов и др. отмечали огромное
влияние музыки на нервную систему, на дыхание, кровообращение. Те или иные
мелодии могут поднимать артериальное давление или понижать его, убыстрять пульс
или замедлять.
Немецкие врачи в Мюнхене нередко, помимо обычного лечения, рекомендуют больным
музыкотерапию: прослушивание произведений Бетховена, Моцарта и других
композиторов. Учеными также было замечено, что игра на кларнете положительно
влияет на кровообращение, такая музыка нормализует сердечно-сосудистую систему.
Нежные скрипичные мелодии или же исполняемые на фортепиано успокаивают.
Вспомните серенаду австрийского композитора Франца Шуберта “Песнь моя летит с
мольбою тихо в час ночной...” - плавно льется мелодия, создавая светлое,
мечтательное настроение. А если послушать “Времена года” П.И.Чайковского! Одна
из самых популярных пьес этого альбома - “Баркаролла” (песня лодочника).
Композитор вложил в нее свои личные переживания, и нас, слушателей, мелодия
завораживает. Или из этого же альбома - “Апрель. Подснежник”.
Музыка рисует картину пробуждающейся весны и как символ её - подснежник,
выглядывающий из-под снега, нежный, хрупкий. Прислушайтесь, и вы почувствуете,
как на душе становится теплее, спокойнее. Такие мелодии врачуют, оздоровляют.
Из
древнегреческой мифологии пришел к нам бог света, златокудрый красавец Аполлон,
который покровительствует художникам, поэтам, певцам и музыкантам. Легенда
рассказывает, как с серебряным луком за плечами и с кифарой - музыкальным
инструментом античной Греции - в руках проносился он над морской пучиной, над
горами и ущельями, разил стрелами злых врагов в образах безобразных чудовищ и,
притрагиваясь к золотым струнам кифары, пел торжествующую, победную песнь.
Легенда также гласит, что Аполлон взрастил двух сыновей. Один из них Орфей -
певец и музыкант. Другой - Эскулап, который, овладев врачебным искусством, стал
богом-целителем. До сего времени его почитают медики.
Музыка
и здоровье - понятия эти близки друг другу. А вот соединение профессий музыканта
и врача - явление редкое. И всё же есть такие уникумы. Русский композитор
Александр Порфирьевич Бородин был талантливым ученым-химиком. Он с отличием
окончил Медико-хирургическую академию, защитил диссертацию на доктора медицины,
был среди таких видных деятелей российской науки, как А.М.Бутлеров, Д.И.Менделеев,
И.И.Сеченов, С.П.Боткин. Но работа ученого медика не помешала ему сочинить
музыкальные произведения: романсы, симфонические концерты, и создать главное
свое детище - оперу “Князь Игорь”. 17 лет работал он над оперой. Музыка её
вдохновляет, будит патриотические чувства. К медицине прикоснулся французский
композитор Гектор Берлиоз. Родившись в семье врача, он по настоянию отца изучал
медицину, но также увлекался поэзией, искусством, музыкой.
Поступил в Парижскую консерваторию. Берлиоз создал несколько симфоний,
вокально-драматическую трилогию “Детство Христа”. Особенно известна его опера
“Беатриче и Бенедикт” по комедии Шекспира “Много шума из ничего”. Светлая,
жизнерадостная музыка оперы создает прекрасное настроение, зажигает весельем и
юмором.
Благодаря своей журналистской деятельности я познакомилась с человеком,
соединившим две замечательные профессии - музыканта, певца и врача. Сергей
Ваганович Шушарджан, обладатель красивого баритона, после школы окончил
Консерваторию.
Выступал на всемирно прославленных сценах, таких, как Большой театр в Москве,
Ковент-Гарден в Лондоне, Гранд Опера в Париже и др. Исполнял главные роли в
операх Верди “Набукко” и “Травиата”, в опере Пуччини “Чио-Чио-Сан”. Всего 15
оперных партий разных композиторов. В репертуаре его насчитывается 500 арий,
романсов, песен. Но профессионального певца притягивала и медицина. Еще в юности
он заметил благоприятное влияние музыки, пения на здоровье. Продолжая петь,
сумел окончить Ставропольский медицинский институт и начал работать
врачом-кардиореаниматологом. Разработал свою систему восстановления организма с
помощью музыкотерапии.
Лечебно-профилактический метод, названный им вокалотерапией, состоит, прежде
всего, в правильном певческом дыхании. „Существует набор специальных упражнений,
- рассказывал Сергей Ваганович, - с помощью которых можно довести способность
управления дыханием до совершенства”. Это своеобразный мягкий, эластичный массаж
внутренних органов.
Дыхательная тренировка по определенной системе укрепляет стенки кровеносных
сосудов. Метод воздействия звуковых вибраций, которые гармонируют с внутренними
процессами в организме человека, с древних времен практикуется целителями
Востока. Они говорят: пойте, чтобы быть здоровыми; лечить можно не только
словом, но и музыкой, пением и даже протяжным многократным произнесением с
улыбкой некоторых звуков. Например: “гон” - звук селезёнки, “шэн” - звук легких,
“гуо” - звук печени, “чэн” - звук сердца, “ю” - звук почек, “дон"- звук желудка.
В своей книге “Здоровье по нотам” С.В.Шушарджан приводит подобные примеры и
современных научных исследователей. Он говорит о благотворном влиянии на
здоровье человека напевного, протяжного произнесения гласных звуков.
Так, звук “а - а” массирует глотку, гортань, щитовидную железу; звук
“о - о” оздоровляет среднюю часть груди; звук “о - и - о - и”
массирует сердце; звук “и - э - и” воздействует на мозг, почки, железы
внутренней секреции; звук “а - у - э - и” помогает всему организму в
целом. (Каждый звук произносится 3 - 4 раза). Очень сходное воздействие
производят на организм и отдельные музыкальные произведения. Особенно, говорят
специалисты, лечит музыка Моцарта. Профессией долгожителей называет С.В.Шушарджан
профессию певцов. Он создал Институт медицины и музыкотерапии. Занимаясь
проблемами поддержания здоровья и самосовершенствования людей, он говорит:
пойте, друзья, на здоровье!
Долголетие, увеличение продолжительности жизни человека - этими сложнейшими
задачами занимается российский ученый, астролог Валерий Александрович Туев. Он
вместе со своими коллегами, переворошив огромное количество справочников,
российских и зарубежных, включая и книгу рекордов Гиннеса, составил обширную,
интересную, можно сказать уникальную схему.
По жизнеописаниям людей, достигших весьма преклонного возраста, по
астрологическим исследованиям, а, также изучив психологические факторы,
обеспечивающие активную, здоровую, долгую жизнь, ученые пришли к выводу, что все
долгожители - люди творческие, стремившиеся и сумевшие реализовать свои
способности. Очень важно, говорил В.А.Туев, вести “осмысленный образ жизни, быть
активным соавтором своей судьбы”. В беседе со мной он рассказал об испанском
дирижере Пабло Казальсе, который прожил 94 года. У него была красивая молодая
жена.
Несмотря на свой многолетний недуг (ревматоидный артрит), он всегда был полон
одухотворенности, неиссякаемой жажды жизни, творчества. “Каждое утро, просыпаясь,
я с нетерпением жду встречи с музыкой”, - говорил он. - “Для меня Бах - великий
романтик. Его музыка волнует меня, возвращает ощущение полноты жизни”. И как бы
в подтверждение этому В.А.Туев прочитал мне отрывок из своей книги “Астрология и
долголетие”, написанной им в содружестве с С.Кураповым. Это был эпизод из жизни
Пабло Казальса, болезненного, слабеющего от старости человека, но совершенно
преображавшегося при прикосновении к прекрасному, каковым была для него Музыка.
Вот он дряхлеющий, сгорбленный, опираясь на руку своей супруги, вошел в гостиную,
подошел к роялю. Зазвучали первые аккорды. И словно чудо свершилось! Казалось,
не было ни больных, опухших пальцев, которые как птицы взлетали над клавишами
или быстро пробегали по ним, не было старичка - за фортепиано сидел стройный,
грациозный пианист. Он играл Баха, Моцарта, Брамса. Музыка была ему лекарством.
“Творческая самореализация преображает человека, вдохновляет и даже, представьте
себе, делает долгожителем”, - сказал В.Туев и подарил мне свою книгу с
пожеланием долголетия.
Долгую
жизнь (94 года) прожила и российская писательница, публицист Мариэтта Шагинян.
Она говорила: “Люди, радуйтесь своему богатству, если вы видите, слышите в эти
годы, если ноги у вас идут себе, не спотыкаясь, колени не дрожат, и не хнычьте
на какие-то старческие пустяки. Вы еще молоды! Я была молода в свои восемьдесят
пять лет. И ноги, и глаза работали на славу... Я была так молода, что казалась
самой себе моложе прежних двадцати пяти лет, потому что была охвачена глубоким,
неутомимым интересом к жизни”.
Вот что значит творческая самореализация! Она повышает тонус, настроение,
продлевает жизнь. Так что живите в творчестве и здравии, дорогие читатели
“Русской газеты”! Вместо таблеток и пилюль, слушайте музыку Моцарта, Шопена,
Чайковского, Панчо Владигерова; занимайтесь любимым делом, самореализуйтесь!