Каталог материалов
Меню сайта


 Меню муздозы


Категории каталога
О мандалах [13]
Что такое мандала
Работа с мандалой [3]
Методы работы с мндалой


Форма входа


Поиск


Друзья сайта











Наш опрос
Что Вам понравилось и помогло в исполнении желаний, моделировании событий и исцелении
Всего ответов: 866



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Приветствую Вас, Гость · RSS 29.04.2024, 16:44
Главная » Статьи » Исцеляющие мандалы » О мандалах

Типичный ритуал мандалы
Исцеляющие мандалы ->>

Типичный ритуал мандалы

Ранние буддисты верили, что существует два плана существования, два абсолютно разных мира, которые никак не сообщаются друг с другом. Как объясняет Туччи, первый мир – это наша знакомая реальность, в которой действует карма, в которой мы вечно умираем и рождаемся вновь. Другой мир – это нирвана, достигаемая качественным скачком, когда карма и движущие ей силы останавливаются или сдерживаются. Это достигается, когда через познание и жизненный опыт, человек осознает, что вселенная это "только становление и поток" (Туччи, 1961:3). Это останавливает механизм кармического процесса и делает возможным попадание в нирвану.
План нирваны можно определить как Абсолют, истинную сущность всего существующего в том мире, который мы знаем. Абсолют воображается как свет. Верующие видят его внутренним зрением, когда их внимание перемещается от внешнего мира и фокусируется на внутреннем. Это бесцветный ослепительный свет. Традиционный текст объясняет переживание реализации так: "Теперь тебе откроется свет Чистого Абсолюта. Ты должен узнать его, о благородный. В этот момент твой ум в своей незапятнанной сути, чистый и без тени содержания или качества, является Абсолютом". (цит. Туччи, 1961:6).

Для достижения просветления человек должен стараться смотреть сквозь иллюзию разделенности, так, чтобы ощутить целостность Абсолюта. Это требует перестройки верований эго. Следовательно, работа по достижению просветления является внутренней, даже если она поддерживается внешними практиками и ритуалами, медитацией или другими действиями.
Туччи отмечает, что верующий, желающий получить инициацию на путь мандалы, должен значительно продвинуться в своей внутренней работе, чтобы быть принятым. Работа с мандалой проходит под опекой гуру, который судит о готовности верующего и дает ему технические инструкции в подходящее время в подходящем месте. Традиция мандалы, в которую посвящается претендент, зависит от знаний гуру, его суждений относительно нужд ученика и предзнаменований.
В определенном месте на земле расчищается пространство. Необходимое отношение внушается ученику ритуальным очищением, медитацией, постом и песнопениями. Ученику дают цветные нитки и показывают как нарисовать круг, разделенный на четыре равных части. Мандала сознается при помощи красок, чернил или цветного песка. Используются традиционные цвета и рисунки, но существует возможность некоторых индивидуальных вариаций внутри стандарта. Материалы, такие как ляпис лазурь для голубой краски, имеют в ритуале свой символический смысл.

Когда традиционная цветная форма тибетской мандалы закончена, верующий получает инструкции по медитации. Она разработана таким образом, чтобы провести его через столкновения с теми его аспектами, которые препятствуют полной реализации чистого сознания. Эта часть техники требует углубления его понимания традиционных символов мандалы через личный опыт. Эта внутренняя работа упрощается визуализацией, основанной на мандале. Верующий вызывает умственный образ фигур мандалы. Внутренним взором он концентрируется на этих образах, перемещая их через предписанные изменения относительно его самого. Для того, чтобы интенсифицировать его опыт, гуру напоминает ему, что эти образы не реальны, а являются всего лишь проекцией его собственного воображения.
"О благородный, этот рай тоже не существует, он расположен в центре и в четырех основных точках твоего сердца и приходит из него, прежде чем появиться перед тобой. Эти формы не приходят ни из какого другого места: они лишь ткань твоего ума. И так ты их и должен распознавать". (Цит. Туччи 19961:27).

При помощи тренировки и повторения практик верующий учится вызывать в уме живые образы мандалы и задерживаться на них как на знаках возвращения из мира разделенности в реальность объединения, где он связан с чистым сознанием. Таким образом, мандала служит тибетским верующим дорогой туда и обратно от различных состояний сознания.
Традиционно мандалы служили инструментами медитации для увеличения концентрации на внутреннем я и достижения значимого опыта. В то же время, они создают внутренний порядок. Мандалы символизируют "безопасное убежище внутреннего примирения и целостности" (Юнг, 1973:100). Мандалы имеют значение в психологическом смысле и важны для ощущения жизни, как важность ориентирования в физической реальности необходима для выживания. В следующей главе мы рассмотрим, как мандала может быть использована современными западными людьми в нашем поиске смысла, личностного роста и духовного опыта.

Юнг познакомил современную психологию с идеей мандалы. Его открытия происходят из его собственного внутреннего исследования. В возрасти тридцати восьми лет Юнг покинул пост в университете, потому что академическая жизнь утратила свою новизну. Он посвятил себя внутренней жизни и вел дневник снов, мыслей и рисунков. Каждое утро в своем дневнике он набрасывал круговой рисунок, просто следуя внутреннего импульсу.
Юнг сделал наблюдение, что его рисунки меняются, отражая состояние его психики. Однажды он получил раздражающее письмо от своего друга, и границы круга, который он нарисовал на следующий день, были разорваны. Юнг был уверен, что изменение в его настроении отразилось в изменениях его рисунков. С помощью своих рисунков Юнг день за днем наблюдал трансформацию психики.

Юнг узнал, что подобные круговые рисунки назывались мандалами, что означает и центр, и окружность в индийской традиции. Индийская мандала - это микрокосм идеальной реальности, с которой верующие восточных религий ищут взаимодействия. Юнг понял, что мандалы имеют такое же особое значение и для западных людей. Их значение происходит из их роли в качестве символа Самости. Юнг писал: "Самость, я думаю, была как монада, которой я являюсь, и которая является моим миром. Мандала представляет эту монаду, и соответствует микрокосмической природе души" (1965:196). Озарение Юнга было подтверждено во сне несколькими годами позже (там же, 198). Ему приснилось, что он находится с группой людей, с которыми не имеет ничего общего. Они шли через темный, сырой, уродливый город. Это был традиционный европейский город, расположенный по четкой схеме, когда все улицы стремятся к центру. Через некоторое время группа увидела площадь в центре города. На площади был круглый бассейн с водой, а в центре него – остров. На острове росла магнолия, покрытая красными цветами. Дерево стояло в ярком золотом солнечном свете. Юнгу показалось, что дерево и излучало, и отражало свет. Он был ослеплен им.
Люди, с которыми Юнг путешествовал, заметили, что они не представляют, по какой причине кто бы то ни было захотел бы жить в таком месте. Юнг подумал, что когда он смотрит на это залитое светом дерево, он очень хорошо понимает, почему человек может захотеть жить здесь, рядом с деревом, излучающим безмятежное духовное спокойствие. Видение дерева, как освещенного центра во тьме, к которому ведут все пути, добавило веса его предположению, что психологическое развитие не может быть четким линейным движением вперед. Вместо этого развитие состоит из возвращения снова и снова к центру души, к Самости. В этом сне он обнаружил архетип Самости, - того аспекта человеческой души, которая создает рисунок, ориентацию и смысл. Он писал, что "цель психического развития – это самость. Не существует линейной эволюции; есть только вращение самости" (1965:196). Юнг отметил, что это осознание дало ему чувство стабильности и привело к возвращению внутреннего мира. Это послужило ему поддержкой во время сложного периода в его жизни.

То, что произошло с Юнгом, происходит и с вами. Самость создает рисунок вашей внутренней жизни. Ваши мандалы разоблачают динамику Самости, создавая матрицу, в которой раскрывается ваша уникальная идентичность. Круг мандалы отражает Самость, вмещающую стремление души к самореализации и целостности. В мотивах мандалы находят свое выражение и прошлое всего человечества, и символы личного опыта.
Мандала предлагает тайны, которые могут показаться экзотическими, смущающими или сложными. Это столь же легко как игра ребенка. Фактически, детьми мы уже открыли для себя мандалу. В возрасте трех или четырех лет мы, с удовольствием чертя каракули на листе бумаги, овладеваем формами. Как показала Келлог (1970), рисунки детей всего мира содержат формы мандалы: круги, кресты внутри кругов, солнце, круги с лицами, и тому подобное.
Рисунки мандалы спонтанны, им никто не учит, и они очень похожи у детей, принадлежащих самым разным культурам. Они редко возникают с такой же интенсивностью после пяти лет. Из этого мы можем заключить, что рисование мандал является частью природного порядка психологического созревания. Эти действия сопровождают процесс осознания ребенком самого себя.

Удивительно отметить, что мандалы, нарисованные детьми, повторяют те, что были созданы людьми тысячи лет назад. Почему детские рисунки столь похожи на нарисованные так давно? Возможно, потому что дети проходят те же шаги к осознанию, что и древние люди. То, что далось с таким трудом взрослым тысячи лет назад, повторяется современными детьми, которые быстро пробегают историческое развитие человеческого сознания на своем пути к зрелости.
Нейманн (1973) предположил, что мандалы, которые рисуют дети, помогают им установить свою идентичность. Это является частью врожденного процесса ориентации, который позволяет ребенку установить осознание себя как существующего в реальном мире времени, пространства и места. Это стремление к ориентации, видимо, вдохновляет на создание мандал. Возможно, современные дети отвечают на те же внутренние побуждения, что и их предки, когда они создавали мандалы. Нейманн приписывает этот импульс архетипу Самости.
Сознательная идентичность человека, - та, о которой мы знаем, - называется эго. Эго формируется в раннем возрасте из структуры Самости, которая действует как если бы она была стержнем, поддерживающей идентичность человека. Эго всегда существует относительно Самости. Эдинджер (Edinger) (1972) предположил, что в этих отношениях жизненный ритм разделения и объединения эго и Самости регулирует психическую жизнь. Ритмы этого танца, в котором эго приближается, а затем удаляется от модели Самости, отражается в формах мандалы.

Рано или поздно каждый из нас столкнется с Самостью. Мы можем испытывать желание обрести смысл в нашей жизни, или рана нанесена гордости нашего эго, или мы столкнулись с тем, что выглядит как бедствие. Мы можем влюбиться в неподходящего человека, заболеть, или нам приснится яркий сон. Целостность требует, чтобы мы установили взаимоотношения с этим таинственным центром внутри нас.
Женщина однажды рассказала мне сон, в котором ей приказали "сделать круг четырех ветров". Ей дали особое направление, которому она могла следовать в этом испытании Самостью. Для большинства из нас голос Самости не так ясен. Хотя мы решили открыть себя отношениям с Самостью, как мы можем сделать это?
Бессознательное, где находится динамизм Самости, - эта та часть нашей души, которая по определению неизвестна. Каким образом сделать возможным выражение бессознательного для того, чтобы установить эти отношения? Давайте поставим вопрос по-другому: как создать священное пространство, в которое мы пригласим Самость? Мы можем уделить внимание языку бессознательного и мы можем проявить уважение к Самости и культивировать наши с ней отношения путем создания мандал. Мандала содержит и организует архетипические энергии бессознательного в той форме, которая может быть ассимилирована сознательным.

Юнг обнаружил, что рисование и видение во сне мандал является естественной частью процесса индивидуации. Он поощрял своих пациентов дать свободную дорогу воображению и создавать мандалы спонтанно, не представляя их в уме заранее. Его теория мандалы была развита в работах Джоан Келлог. Келлог является арт-терапевтом, проводившим исследования со Станиславом Грофом в Психиатрическом Исследовательском центре Мериленда в семидесятых годах.
Келлог выяснила, что современные американцы, как и наши древние предки, должны центрировать себя в переходные периоды. Необходимость ориентации в новой реальности вынуждает нас временно сфокусироваться на нашем внутреннем мире. Мандала помогает нам добраться до бессознательных резервуаров силы, что делает возможным вновь обратиться к внешнему миру. Келлог рассматривает подобное использование мандалы в сравнении с тем, как ее используют в культурах, где мандалы создаются в религиозных ритуалах. Тем не менее, она подчеркивает, что мандала не должна быть ограничена в своем использовании только терапевтическими или религиозными целями. Мандала может быть использована как действенный путь, как средство передвижения в исследовании самого себя. Ухватившись за нить Ариадны, человек может предпринять путешествие к Самости, без гарантии, что он туда попадет, с одной лишь надеждой на внутреннюю трансформацию. (1978:12).

Когда мы создаем мандалу, мы создаем персональный символ, отражающий то, чем мы являемся в данный момент. Круг, который мы рисуем, содержит - или приглашает - конфликтующие части нашей природы проявиться. Даже если конфликт проявляется на поверхности, во время рисования мандалы происходит несомненное разрешение напряжения. Возможно, это происходит потому, что форма круга напоминает безопасность матки. Успокаивающий эффект рисования круга может также быть вызван его способностью служить символом пространства, занимаемого нашими телами. Рисование круга может быть чем-то вроде рисования защитной линии вокруг физического и психологического пространства, которые мы идентифицируем с самими собой.
Мандала призывает вмешательство Самости, лежащей в основе модели порядка и целостности, стержня жизни, который снабжает и поддерживает нас. Создавая мандалу, мы создаем наше собственное священное место, место защиты, фокус концентрации наших энергий. Когда мы выражаем наши внутренние конфликты в символической форме мандалы, мы даем их проекцию вне себя. Чувство единения может быть достигнуто просто рисованием внутри круга. Юнг писал о мандале: "Тот факт, что эти образы в определенных обстоятельствах имеют для своих авторов значительный терапевтический эффект, доказан эмпирически, и так же хорошо понятно, что они часто представляют весьма смелые попытки увидеть и соединить кажущиеся несовместимыми противоположности и преодолеть кажущиеся безнадежными ситуации. Даже простое усилие в этом направлении имеет исцеляющий эффект…" (1973b:5).
Из книги Мандала. Сьюзан Финчер

ИСПОЛНИТЕЛЬ ЖЕЛАНИЙ НМ


Источник: marguleta.ru
Категория: О мандалах |
Просмотров: 5497 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]