Прослушивание музыки Моцарта усиливает нашу мозговую активность. Послушав
Моцарта, люди, отвечающие на стандартный IQ-тест, демонстрируют
определенное повышение интеллекта. Обнаруженное учеными
явление получило название \"эффект Моцарта\". Из него были
сделаны выводы в отношении воспитания детей, первые три года жизни
которых, были признаны определяющими для их будущего интеллекта.
Впервые на эту идею натолкнулись более десяти лет назад нейробиолог
Гордон Шоу из Калифорнийского университета (США) и его аспирант Ленг во
время первых попыток моделировать работу мозга на компьютере. Известно,
что различные группы нервных клеток в мозгу совершают разного рода
мыслительные операции. Шоу и Ленг создавали в компьютере модели некой
такой группы \"клеток\" (на самом деле - электронных блоков) и
проверяли, что будет, если менять пути соединения этих \"клеток\" друг
с другом. Они обнаружили, что каждая схема соединений, то есть каждая
очередная \"сеть\", образованная одними и теми же клетками, порождает
выходные сигналы иной формы и ритма. Однажды им пришло в голову
преобразовать эти выходные сигналы в звуковые.
К их величайшему удивлению оказалось, что все эти сигналы имели некий
музыкальный характер, то есть напоминали некую музыку, и более того -
при каждом изменении путей соединения клеток в сеть характер этой
\"музыки\" менялся: иногда она напоминала медитативные мелодии типа
\"Нью Эйдж\", иногда - восточные мотивы, а то и классическую музыку. Но
если совершение мыслительных операций в мозгу имеет \"музыкальный\"
характер, подумал Гордон Шоу, то не может ли быть так, что и музыка, в
свою очередь, способна влиять на мыслительную деятельность, возбуждая
те или иные нейронные сети? Поскольку эти сети образуются в детском
возрасте, Шоу решил использовать для проверки своей гипотезы
произведения Моцарта, который, как известно, начал сочинять музыку в
возрасте четырех лет. Если что и может повлиять на врожденную нейронную
структуру, рассуждал ученый, то это должна быть детская музыка Моцарта.
Сотрудница Гордона Шоу, Жюльен Джонсон из Института старения мозга в
Калифорнийском университете, провела тест со складыванием бумаги и
вырезанием фигур среди альцхаймеровских больных, у которых часто
ослаблено пространственное представление. В предварительном
эксперименте один из больных после получения десятиминутной \"дозы\"
Моцарта улучшил свои результаты на три-четыре правильных ответа (из
восьми возможных). Тишина или популярная музыка тридцатых годов не
давали такого эффекта.
Были получены и другие свидетельства воздействия моцартовской музыки на
мозг. Нейролог из Медицинского центра при Университете штата Иллинойс
(США) Джон Хьюс провел эксперимент на 36 тяжелых эпилептических
больных, которые страдали от почти постоянных припадков. В процессе
наблюдения за больными ученый включал музыку Моцарта и сравнивал
энцефалограмму мозга до и во время воздействия музыки. У 29 больных из
этой группы волны мозговой активности, возникающие во время приступа,
становились слабее и реже вскоре после включения музыки.
На этом основании (и целом ряде других исследований) некоторые
исследователи высказали предположение, что, возможно, у детей, с их
только формирующимися нейронными сетями, слушание Моцарта может вызвать
длительное, устойчивое улучшение мыслительной деятельности, помочь
справиться с нарушением мыслительной деятельности, стимулировать
мозговую активность практически на всю жизнь.