Представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства
коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как
целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и
ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений,
индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнением
музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их
воздействия и повышения эффективности.
Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных
отклонений, страхов. Шведская школа, будучи ориентирована на глубинную
психологию, считает, что в коррекционной работе музыкотерапии должна
отводиться центральная роль, так как музыка благодаря своим
специфическим особенностям в состоянии проникнуть в глубинные слои
личности. Альтшулер обнаружила физиологические изменения у пациентов,
адекватные определенным типам музыкального воздействия и обосновала
терапевтический подход, названным ею изо-принципом музыкотерапии.
Согласно этому положению при затруднении словесного контакта с больным
музыка способствует его установлению, если она соответствует
эмоциональному тонусу состояния пациента. То есть, при депрессии
показана музыка тихая, спокойная, при возбуждении – громкая, быстрого
темпа.
Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что
нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения
ритма. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические
процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и
вегетативной сфере. Ритмы отдельных органов человека всегдасоразмерны.
Между ритмом движения и ритмом внутренних органов существует
определенная связь. Ритмические движения представляют собой единую
функциональную систему, двигательный стереотип. Используя музыку как
ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических
процессов организма в более строгой компактности и экономичности
энергетических затрат.
Известно, что ритм марша, рассчитанный на сопровождение отрядов
войск в длительных походах, чуть медленнее ритма спокойной работы
человеческого сердца. При таком ритме музыки можно идти очень долго, не
испытывая сильной усталости. В то же время марши, звучащие во время
парадных шествий, более энергичны. Это несколько повышает нормальный
ритм человеческого сердца в спокойном состоянии. Поэтому такие марши
оказывают бодрящее, мобилизующее воздействие. Показано что ритм вальса
в три четверти оказывает успокоительное воздействие. Не меньшей силой
воздействия, чем ритм обладает музыкальная интонация. Музыка использует
в качестве своей основы как первичные голосовые реакции (плач, смех,
крик), механизмом которых служит безусловный рефлекс, так и развившиеся
позднее на их основе условные интонации.
Среди музыкальных инструментов можно выделить лидера по воздействию на состояние человека – это орган.
Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная
окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости
от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени
музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушащего.
Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки –
ритма. Тональности – показало их способность вызывать состояние,
адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают
депрессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и
вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают, диссонансы
возбуждают, консонансы успокаивают.
Подробный разбор литературы, посвященной различным аспектам
музыкотерапии, представлен в работах Л.С.Брусиловского, В.Ю.Завьялова,
К.Швабе и др. Музыкотерапия может служить вспомогательным средством
установления контакта между психологом и клиентом и средством,
облегчающим эмоциональное отреагирование в процессе коррекционной
работы.
В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают:
приобретение новых средств эмоциональной экспрессии.
В зависимости от активности клиентов, степени их участия в
музыкотерапевтическом процессе и поставленных задач МТ может быть
представлена в форме активной, когда они активно выражают себя в музыке
и пассивной, когда клиентам предлагают только прослушать музыку.
Пассивная музыкотерапия имеет такую форму коррекции как регулятивную, способствующую снижению нервно-психического напряжения.
При групповой психокоррекционной работе используется активный
вариант МТ. Для использования активного варианта нужен набор несложных
музыкальных инструментов: колокольчики, барабан, цимбалы. Клиентам
предлагаются определенные ситуации, темы, сходные с темами проигрывания
ролей, рисунка. Клиент выбирает музыкальный инструмент и инструмент для
своего партнера, и затем с помощью звуков создается диалог.