Одной из характерных черт уходящего XX столетия является бурный
научно-технический прогресс. Обеспечение с помощью современных
технологий материальных потребностей общества приходит в явное
противоречие с последствиями техногенного загрязнения окружающей среды
и его отрицательным воздействием в первую очередь на здоровье человека.
Перед международным сообществом всё острее встают глобальные
проблемы социально-экономического и экологического характера [1, 2, 14,
19]. Во многих регионах Земли ухудшается качество жизни, увеличивается
заболеваемость, сокращается средняя продолжительность жизни.
Возникает необходимость по-новому, с социальных, политических
и экономических позиций рассмотреть ключевые вопросы организации
медицинской помощи, практического здравоохранения и (что особенно
важно) массового оздоровления трудоспособного населения и общества в
целом [26].
В связи с этим особую актуальность приобретают меры по
совершенствованию существующих и созданию новых эффективных средств,
методов реабилитации и профилактики, повышающих резервные возможности
организма человека [9].
Особый интерес вызывает использование в медицине музыкального
искусства, что получило название музыкотерапии. В основе данного
лечебно-профилактического направления лежит использование различных
методов воздействия музыкой или пением, выбор которых определяется
конкретно стоящими перед врачом задачами.
Лечебное применение музыки имеет многовековую историю. В
самых древних свидетельствах и документах, дошедших до нас музыка
фигурирует как лечебное средство.
Корифеи античной цивилизации Пифагор, Аристотель, Платон
обращали внимание современников на целебную силу воздействия музыки,
которая, по их мнению, устанавливает пропорциональный порядок и
гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в
человеческом теле.
Выдающийся врач всех времен и народов Авиценна еще тысячу лет
назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. В
Европе упоминание об этом относится к началу XIX века, когда
французский психиатр Эскироль стал вводить музыкотерапию в
психиатрические учреждения. Характерно, что применение музыки в
медицине носило преимущественно эмпирический характер.
В XX веке, особенно во второй его половине, музыкальная
терапия как независимая дисциплина стала широко практиковаться в
различных странах Европы.
Современные исследования в области музыкотерапии развиваются
по нескольким направлениям. Изучение художественно-эстетических
закономерностей музыкального восприятия осуществляются в эстетических и
музыкально-теоритических работах [4, 5, 11].
Психофизиологические аспекты музыкотерапии изучаются в работах психологов и физиологов [11, 17, 23-25, 30-39].
Первые научные работы, исследующие механизм воздействия музыки
на человека, появились в конце XIX, начале XX века. В работах В. М.
Бехтерева, И. М. Догеля, И. Р. Тарханова и др. появляются данные о
благотворном влиянии музыки на ЦНС, дыхание, кровообращение, газообмен
[6, 12].
Во второй половине XX века интерес к музыкальной терапии и
механизму её воздействия существенно возрос.По-видимому, это можно
объяснить научно-техническим прогрессом, позволившим изучать
физиологические реакции, возникающие в организме в ответ на
музыкально-терапевтическое воздействие, на новом, более высоком уровне.
Вместе с тем этот интерес обусловлен возможностью использования музыки
в качестве одного из средств длр предупреждения и снятия усталости,
утомления, а также для повышенной работоспособности человека, в том
числе в условиях космических полётов человека.
Исследования ряда авторов показывают, что музыка оказывает стойкое воздействие на ЦНС.
Так, Н. Н. Захарова и В. М. Авдеев [13] исследовали
функциональные изменения в ЦHC при восприятии музыки, осуществляя
запись электроэнцефалограмм у испытуемых с одновременной регистрацией
кожно-гальванических реакций. Обнаруженные данные свидетельствовали об
изменении потока возбуждения в кортико-таламических и
кортико-лимбических кругах. Более глубокие положительные эмоции при
прослушивании определенных музыкальных произведений сопровождались
изменениями ЭЭГ, свидетельствующими о большой активности коры головного
мозга, учащением сердечных сокращений и дыханий.
И. М. Гринева [11] обнаружила, что прослушивание мелодичной
музыки в спортивном темпе негромкого звучания оказывало на больных
седативное воздействие, а на ЭЭГ фиксировалось уменьшение в частотном
спектре α-ритма или заметное увеличение его индекса, увеличение
амплитуды α-ритма и снижение амплитуды быстрых колебаний.
Музыка энергичная, с четким ритмом, контрастная, умеренного
темпа и громкости давала тонизирующий эффект, что сопровождалось
депрессией α-ритма, увеличением амплитуды и индекса быстрых колебаний.
Анализ церебральной гемодинамики на основании данных
реоэнцефалограмм показал, что в подавляющем большинстве случаев при
прослушивании музыки происходила нормализация мозгового кровообращения.
И. В. Темкин исследовал вегетативные реакции в зависимости от
характера музыки. Мажорная музыка быстрого темпа учащала пульс,
повышала максимальное артериальное давление, увеличивала тонус мышц,
повышала температуру кожных покровов предплечья [31].
Таким образом, характер исполняемой музыки может давать прямо противоположные физиологические реакции.
В характере возникающих психофизиологических реакций в ответ
на музыкально-терапевтическое возлействие существенное значение имеют
психологическая установка и общее состояние личности.
В. В. Медушевский [20] показал, что существуют аксиологическая (ценностная) и опознавательная установки.
При положительной динамике настроения В. С. Русинов и соавт.
[27] наблюдали у больных стабильные изменения в передних зонах
головного мозга.
М. Н. Ливанов и соавт. [19] считали, что предъявление музыки
можно уподобить предъявлению положительного условного стимула, который
приводит в действие некий механизм, синхронизируюищй ритмическую
активность различных участков головного мозга.
Есть основания полагать, что при прослушивании музыкальных
произведений очаг положительной индукции конкурирует с очагом
патологической доминанты и может сушественно ослабить негативное
влияние последнего на состояние организма.
Воздействие музыкой влияет не только на ЦНС, но и на функции
других жизненно важных физиологических систем: кардиореспираторной,
мышечной, пищеварительной.
Так, И. М. Догель и И. М. Сеченов отмечали стимулирующее
воздействие маршевой музыки на мышечную работоспособность, которая, в
частности, оживляюще действует на уставших солдат [12].
И. Р. Тарханов своими оригинальными исследованиями показал,
что мелодии, доставляюшие человеку радость, замедляют пульс,
увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов
и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка даёт прямо
противоположный эффект.
Л. Демлинг выявил, что некоторые симфонические произведения
изменяют кислотность желудочного сока. В связи с этим обед в
музыкальном сопровождении оправдан не только с эстетической, о и с
утилитарной точек зрения [31].
Выявлено влияние музыки на нейроэндокринную функцию,в
частности на уровень гормонов в крови,играющих чрезвычайно важную роль
во всех эмоциональных реакциях. По современным представлениям,
формирование целостных поведенческих реакций организма на различные
внешние раздражители, в том числе и на музыку, осуществляется с помощью
сложнлй функциональной системы, в частности на основе специфических
нейрохимических механизмах подкорки, которые вследствие химического
сродства избирательномобилизуют соответствующие образования головного
мозга для выполнения той или иной целенаправленной деятельности [13,
15, 16, 21, 28].
Европейскими специалистами было также томечено, что музыка
действует избирательно - в зависимости не только от её характера, но и
от инструмента, на котором исполняется [48, 49].
По-разному влияет мажорная и минорная музыка. При нормальном
восприятиипервая всегда вызывает светлое и радостное настроение. В то
же время вторая, как правило, связана с грустью, печалью.
Правда, минорная музыка, выражая суровую энергию,
драматические переживания, может способствовать активации
физиологических процессов и вызывать активное состояние (например, ария
Риголетто "Куртизаны" из оперы Верди). Это в принципе понятно, так как
на слушателя оказывают существенное влияние темп, ритм и динамика
музыки\ального произведения, о чём уже говорилось выше.
Н. А. Фудин и соавт. [29], изучая изучая влияния музыкальных
воздействий на состояние студентов перед экзаменом и на эффективность
выполнения ими тестовой операторской деятельности, выявили, что
определенным образом подобранные музыкальные произведения улучшают
самочувствие, снижают психоэмоциональное напряжение, нормализуют
вегетативный тонус и повышают эффективность деятельности обследуемых.
Анализ литературы и данные собственных исследований
свидетельствуют о том. что многообразие физиологических реакций,
возникающих в организме человека в результате
музыкально-терапевтических воздействий, первую очередь обусловлено
сложным механизмом акустической рецепции [11, 13, 22, 35].
Известно, чтомузыка как физическое явление представляет собой
в каждом конкретном случае определённую совокупность звуковых сигналов,
восприятие которых условно разделяют на слуховой и вибротактильной
компоненты[3].
Слуховой компонент рецепции реализуется слуховым анализатором
и обеспечивает восприятие частот акустических сигналов от 16 до 20000
Гц. При этом звуки музыки воспринимаются и проходят сложнейшую
обработку в слуховом анализаторе, в часности в корковых структурах
головног мозга [3, 23, 24].
Показано, что возникающие реакции слуховой адаптации
порождают определённые ассоциации, эстетические переживания, активно
влияющие на психоэмоциональное состояние человека. Эмоции, динамика
которых всегда приводит к определённым гормональным и биохимическим
изменениям, опосредованно начинают оказывать влияние на интенсивность
обменных процессов, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, тонус
головного мозга, кровообращение.
В клинических иследованиях выявляются возможности
использования музыкотерапии при лечении больных с различными
заболеваниями [7, 8, 30, 40, 44, 45, 48]. Так, в университетской
клинике Мюнхена к медикаментозному лечению больных с заболеваниями
желудочно-кишечного тракта добавили ежедневные прослушивания
произведений Бетховена и Моцарта, что в большинстве случаев приводило к
значительным улучшению состояния и к более быстрому по сравнению с
контрольной группой рубцеванию язв [48].
Во Франции в Национальном институте переливания крови во
время операций звучит музыка, подобранная в строгом соответствии с ее
физиологическим действием на организм, индивидуальными особенностями
человека и характером заболевания.
Применяя иглорефлексотерапию в комплексе с
музыкотерапией в лечении функциональных нарушений толстой кишки, В. П.
Лапшин и соавт. [18]
показали высокую клиническую эффективность такого терапевтического
сочетания, позволившего получить положительную динамику в моторике
толстой кишки с одновременной оптимизацией общего
состояния, уменьшением эмоциональной лабильности, улучшением
вегетососудистых реакций.
В ряде больниц Голландии исследовалось влияние музыки на
течение заболеваний сердечно-сосудистой системы. Выявлено, что
специально подобранная классическая музыка помогает преодолевать
состояние одиночества, улучшает психоэмоциональный фон, оказывая
позитивное влияние на гемодинамику. В результате проведенных
исследований показано положительное воздействие музыки
на больных с сердечными заболеваниями.
Новые изыскания в области альтернативных
(минующих слух, аппликационных) музыкальнотерапевтических воздействий
являются также актуальными, позволяя осуществлять местное воздействие
акустическими сигналами на органы.
В. А. Гуськов показал, что звук частотой 3 кГц
при аппликации акустического излучателя на проекцию почек активизирует диурез на 20-25% у лиц
со сниженной выделительной функцией [36]. Этот
метод позитивно воздействует и при лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта, печени и
желчевыводящих путей.
Другой подход, базирующийся на принципах
традиционной восточной медицины, предложен
В. Г. Вограликом и соавт. [10], разработавшими
прибор звуковой терапии, представляющий собой
устройство с фиксирующимися клавишами для
воспроизведения звуков, дисплеем для индикации
времени воздействия, регулятором интенсивности
звука и 4 микрофонами с креплениями для воздействия на любые биологически активные зоны.
Программы воздействия составлены на основе
модифицированных китайских принципов и показали высокую эффективность
при лечении некоторых заболеваний сердечно-сосудистой системы,
желудочно-кишечного тракта и др.
Постепенно растущее признание эффективности музыкальной
терапии привело к необходимости разработки академической программы по
подготовке профессиональных музыкотерапевтов.
Первая учебная программа в Великобритании
была осуществлена в Лондоне в 1961 г., а в 1975 г.
там же был основан Центр музыкальной терапии.
В Германии музыкотерапевты, подготовленные
по системе Нордоффа-Роббинса (см. дальше), начали работу в 1978 г. в
больнице Хердеке и в Музыкальном колледже в Аахене. В 1985 г. при
медицинском факультете университета Виттен/Хердеке
был организован Институт музыкальной терапии.
Работая совместно с врачами и исследователями,
сотрудники этого института распространили применение музыкотерапии на многие области: детскую и
взрослую психиатрию, педиатрию, спинномозговые
травмы, невропатологию, психосоматические заболевания, внутренние болезни, интенсивную терапию [45, 46].
В дальнейшем учебные музыкально-терапевтические программы были внедрены в ряде других
стран Европы.
Музыкальная терапия как независимая дисциплина широко практикуется в США; сфера ее применения постоянно расширяется в Австралии,
Японии, Новой Зеландии, Южной Америке и других странах.
В США терапевтическое использование музыки
впервые получило признание после второй мировой войны, когда музыка
была с успехом применена при лечении эмоциональных расстройств у
ветеранов [43].
Национальная ассоциация музыкальной терапии была основана в 1950 г. В настоящее время в
США зарегистрировано около 3500 профессиональных музыкальных терапевтов и потребность в
специалистах этого профиля неуклонно возрастает.
Академическая подготовка в данной области впервые была начата в университете штата Мичиган, а
затем быстро распространилась в более чем 70 колледжей и университетов по всей стране.
В целом за рубежом более 100 университетов и
колледжей предлагают курсы, по окончании которых студенты получают степень бакалавра, магистра или доктора.
В России не существует системы подготовки
профессиональных кадров в области музыкотерапии, хотя необходимость в
этом очевидна. В настоящее время в Московском институте традиционной
медицины и музыкотерапии при участии
Центра восстановительной медицины и курортологии Минздрава РФ и
Московской медицинской
академии им. И. М. Сеченова подготовлена учебная программа по
клинической музыкотерапии, на
основе которой с сентября 1999 г. предусмотрена
регулярная подготовка профессиональных музыкотерапевтов, пока в порядке
последипломного тематического усовершенствования для врачей.
Современные исследования показали, что возможности применения
музыкотерапии в лечебнопрофилактической медицине достаточно широки
[31-37, 41, 42, 46. 47] и могут включать в себя разнообразные
программы: для снятия стресса и облегчения боли у взрослых и детей; для
повышения
резервных возможностей организма человека в
центрах здоровья; для больных бронхиальной астмой; для взрослых с
отклонениями в развитии; для
контингента психиатрических больниц и клиник
всех возрастных групп; для лиц, страдающих психосоматическими
расстройствами; для пациентов
реабилитационных центров, имеющих физические
нарушения; для престарелых и лиц, нуждающихся
в постоянном уходе; для детей, страдающих нарушениями речи и отстающих
в развитии, и т. д.
Анализ данных научной литературы и собственных исследований
позволил нам сформулировать
новую научную концепцию: "Музыкотерапия -
это система психосоматической регуляции функций организма человека",
имея в виду одновременное влияние акустических волн, организованных в
музыкальную структуру, на психоэмоциональную,
духовную сферу человека и непосредственно на поверхность тела и
внутренние органы.
Именно комплексное, гармонизирующее влияние
музыкотерапии, активизирующее в первую очередь стентность организма,
позволяет сделать вывод о перспективности использования данного
направления в
системе лечебно-профилактической медицины.
ЛИТЕРАТУРА
Абдиров Ч. А. Здоровье населения и приоритетные проблемы
медико-экологических исследований в условиях Южного Приаралья //
Медико-экологические проблемы Приаралья и здоровье населения: Материалы
конф. - Нукус.
1991. - С. 12-20. " '
Агаджанян Н. А., Никитюк Б. А., Полунин И. Н. Экология человека и интегративная антропология. - М., Астрахань, 1996.
Физиология человека: (Курс лекций) / Агаджанян Н. А.,
Тель Л. 3. и др. - Алма-Ата. 1992.
Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. - М.,
1947. -4.2.
Асафьев Б. В. Избранные труды. - М., 1952. - Т. 1.
Бехтерев В. М. Работа головного мозга в свете рефлексологии. - Л., 1926.
Бруснловский Л. С. О музыкотерапии и реадаптации психических больных//Труды Ленингр. НИИ психоневрол.-
1969. - Т. 49 - С. 115-123.
Брусиловский Л. С. Использование музыки при групповом
аутотренинге в комплексном восстановительном лечении
психических больных // Труды Ленингр. н.-и. психоневрол. ин-та. - 1975. - Т. 76.- С. 97-101.
Василенко А. М. Физиологические основы электропунктурной профилактики стрессорных нарушений функций
организма: Дис. ... д-ра мед. наук., 1989.
Вогралик В. Г., Вогралик М. В., Смирнов А. В. Практические
возможности чжэнь-цзю в превентивной терапии старости - Нижний
Новгород, 1991.
Гринева И. М. Изучение особенностей музыкального восприятия у
больных с начальными проявлениями неполноценности кровоснабжения мозга:
Дис. ... канд. мед. наук. -
Л., 1981.
Догель И. М. Влияние музыки на человека и животных. -
Казань, 1888.
Захарова Н. Н., Авдеев В. М. Функциональные изменения
центральной нервной системы при восприятии музыки //
Журн. высш. нерв. деят. - 1982. - Т. 32. вып. 5. - С. 915-929.
Ирисов А. С. Звук и музыка. - М.; Л., 1926.
Казаринова А. С. Музыка в системе психопрофилактики //
Труды Ленингр. НИИ психоневрол. - 1976. - Т. 78. - С. 89.
Калюжный Л. В. Физиологические механизмы регуляции
болевой чувствительности. - М., 1984.
Кечхауашвили Г. И. Музыка и фиксированная установка //
Бессознательное: природа, функция, методы исследования. - Тбилиси. 1978.
Лапшин В. П., Левитан М. X. и др. Иглорефлексо- и
музыкотерапия в лечении функциональных нарушений толстой кишки // Труды
НИИ проктол. - 1992. - Т. 1. -
С. 160.
Ливанов М. Н., Шульгина Г. И. Об участии тормозных
процессов и физиологических механизмах сенсорной депривацнн /,
Сенсорный дефицит и работоспособность организма. - Иркутск. 1986. - С.
147.
Медушсвскнй В. В. Консонанс и диссонанс как элементы
музыкальной знаковой системы // Всесоюзная акустическая конф. 6-я: Тез. докл. - М.. 1968. - Разд. К-1-8.
Могендович М. Р., Полякова В. Б. К физиологическому
анализу влияния музыки на человека // Совещание по проблемам высшей нервной деятельности. 21-е: Тез. докл. -
М.. 1966, - С. 204-205.
Могендович М. Р. К проблеме физиологии музыки. (Акустико-моторные и моторновисцеральные рефлексы) //
Межкурортная научн.-практ. конф. по лечебной физкультуре и климатолечению, 3-я: Тез докл. - Ставрополь. 1966. -
С. 108-111.
Позин Н. В., Любинский И. А. и др. Элементы теории биологических анализаторов. - М., 1978.
Полякова В. Б. О возможности применения музыки для
стимуляции умственной работоспособности // Физиологические характеристики умственного и творческого труда. - М
1969. - С. 103-104.
Полякова В. Б. К вопросу о влиянии музыки на мышечную
и сердечную деятельность человека // Экспериментальные
исследования по физиологии, биофизике и фармакологии. -
Пермь. 1967. - Вып. 7. - С. 111-114.
Разумов А. Н., Пономаренко В. А., Пискунов В. А. Здоровье здорового человека. - М.. 1996.
Русинов В. С., Гриндель О. М., Брагина И. Н. Методика
исследования в физиологии труда. - М.. 1974. - С. 52-80.
Симонов П. В. Эмоциональный мозг. - М., 1981.
Фудин Н. А., Тараканов О. П., Классик С. Я. Музыка как
средство улучшения функционального состояния студентов
перед экзаменом // Физиология человека. - М., 1996. - Т.
22, №2. -С. 1-9.
Шушарджан С. В., Сеиченко Л. М. Комплексное применение
рефлексе- и музыкотерапии // Поволжская учредительная и 1-я
Научно-практическая конф. по традиционной медицине: Тез. докл. -
Казань. 1993. - С. 123.
Шушарджан С. В. Здоровье по нотам. - М.. 1994.
Шушарджан С. В. Физиологические особенности воздействия вокалотерапии на организм человека: Дис. ... канд.
мед. наук. - М., 1994.
Шушарджан С. В. Опыт применения вокалотерапии в клинике внутренних болезней. - СПб.. 1995.
Шушарджан С. В., Шушарджан Р. С. Компьютерный анализатор
звуковых сигналов СШ-1 //' Экологофизиологические проблемы адаптации:
Материалы 8-го Всероссийского симпозиума. - М.. 1997. - С. 172.
Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. - М., 1998.
Шушарджан С. В. Психофизиологические и биофизические основы адаптогенно-восстановительных эффектов
музыко-вокалотерапии: Дис. ... д-ра мед. наук. - М.. 1994.
Шушарджан С. В., Шушарджан Р. С. Исследование влияния
различных видов музыкальных воздействий на жизнедеятельность
культивируемых клеток меланомы В КО. как
модель изучения неспеиифического акустико-биорезонансного
эффекта//Теоретические и клинические аспекты биорезонансной и
мультирезонансной терапии: Сб. докл. 5-й
Международной конф. - М.. 1999. - С. 250-260.
Alvin J. Some aspects of music therapy in the social integration
of the handicapped child // Excerpta Med. Sect. Rehab. -
1976. - Vol. 19. N 1. - P. 7.
Alvin J. Music Therapy. - 1966.
Haschec H. Music and medicine // Wien. med. Waschr. -
1978. - Bd 128. N 1. - S. 1-9.
Huppmenn G. Pocibilities of music therapy in internal medicine
// Med. Klin. - 1977. - Bd 72. N 51-52. - S. 2186-2199.
Jores A. Practische Psychosomatik. - Bern. 1981.
Licul F. Music Therapy // Lijesen. Vjesn. - 1974. - Vol. 96.
N 10-11. - P. 675-684.
Nordoff P., Robbins C. Music Therapy in Special Educations-
MacDonald fir Evans LTD. - London. 1975.
Nordoff P., Robbins C. Musik als Therapie fur behindene Kindder. - Kiett-Cotta, 1983.
Priestly M. Music Therapy in Action. - London. 1975.
Schanilcova J. Experience of musictherapy application in regime treatment // Cick. Psychiat. - 1977. - Vol. 73. N 2. -
P. 100-103.
Schwabe C. Music therapy - therapeutic music pedacogy-
teaching of music. An attempt of difination // Psychiat. Neurol.
med. Psvchol. - 1974. - Bd 26. N 12. - S. 705-713.
Von Carvalho Garten, Garten N. // Akupunktur. - 1989. - Bd
17. N I. - S. 22-24.