Музыкотерапия — психотерапевтический
метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое
состояние человека. Различают пассивную и активную формы музыкотерапии.
При пассивной музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные
музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического
здоровья и ходу лечения. Целью в данном случае является определенное
эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое должно
способствовать отреагированию тех или иных проблем и достижению новых
смыслов. В качестве средств, способствующих музыкотерапии, часто
используют дополнительные приемы, такие как дыхательные упражнения,
аутотренинг, гипноз, живопись или танец. Выбор тех или иных музыкальных
произведений может осуществляться на основании разных критериев: в так
называемой „американской школе музыкотерапии“ (Illing H.S., Benedict I.
„Entwicklung und Stand der amerikanischen Musiktherapie“, in:
Teirich H.R. (Hrsg.) „Musik in der Medizin“, Stuttgart, 1958)
предлагаются такие отрывки, которые вызывают очень широкий спектр
эмоциональных состояний (радость, печаль, сочувствие и т.д.); в
„шведской школе“, основанной на глубинном анализе, предъявление музыки
специально индивидуализируется для отреагирования определенных скрытых
комплексов. При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в
исполнении музыкальных произведений (в хоре или музыкальном оркестре),
применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные,
например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.). Основной целью
в данном случае является интеграция индивида в социальные группы, т.к.
в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные
коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме
того формируется выдержка и самоконтроль. В психиатрической практике
музыкотерапия наиболее эффективна при работе со слабоумными пациентами;
метод используют также при реабилитации больных с физическими
нарушениями (слепота, глухота), в исправительных учреждениях. Многие
элементы, выработанные в музыкотерапии, также используются в практике
музыкального образования.