Денис и Ромка слонялись по двору, не
зная, чем бы им заняться.
Они нашли пустую пластиковую бутылку
из-под газировки и стали её пинать друг
другу.
- А давай, мы вон ту коробку поставим,
как ворота, и будем голы забивать, -
предложил Ромка, показав на большую
коробку из-под печенья или конфет,
стоящую возле мусорки.
- А что, давай, - согласился Денис.
Мальчики гоняли бутылку по поляне,
стараясь забить как можно больше голов.
Подошла какая-то девочка, присела на
лавочку недалеко от мальчишек, достала
тетрадку и карандаш. Какое-то время она
наблюдала за игрой двух друзей, потом
что-то принялась записывать.
Тут Денису удалось попасть бутылкой в
самодельные ворота.
- Гол! – радостно закричал он. А потом,
кивнув в сторону девочки, спросил:
- И чего это она на нас глядит? И пишет,
и пишет. Как будто шпионит за нами.
- И правда, чего это она здесь расселась!
Пойдём, её прогоним.
Мальчишки, устрашающе нахмурив брови,
направились в сторону девочки.
- А ну, брысь отсюда! – Ромка притопнул
ногой.
Девочка перестала писать и удивлённо
подняла на него глаза:
- Вы чего ругаетесь?
- Я сказал, кыш отсюда! Нечего здесь
сидеть и на нас глазеть! – Ромка даже
замахнулся, в надежде напугать девчонку.
- Во-первых: здравствуйте. Меня зовут
Зина. Во-вторых: на этой скамейке сидеть
не запрещается. В-третьих: я вовсе не на
вас глазею. Я занята полезным делом. И
прошу вас мне не мешать.
- Ишь, какая вежливая, - присвистнул
Ромка, - «занята полезным делом, прошу
мне не мешать» - передразнил он девочку,
- И что же ты такое важное делаешь? –
спросил он, заглядывая в её тетрадь.
- Я играю в интересную игру – придумываю
применение бесполезным вещам.
- Это как? – поинтересовался Денис
- Ну, вот взять, например фантик, - девочка
с удовольствием принялась рассказывать,
- Что вы с ним обычно делаете?
- Ничего. Выбрасываем, - пожали плечами
мальчики.
- То-то же! А я придумываю ему применение.
Вот посмотрите. Из фантиков можно:
- собрать целую коллекцию;
- сделать аппликацию;
- сплести закладку;
- скрутить бантик для игры с котёнком;
- сложить самолётик;
- сшить кукле платье;
- сделать бантики, на новогодний костюм;
- вырезать звёздочки;
- нарезать конфетти;
- положить внутрь самодельную конфету
из пластилина и играть в магазин;
- использовать их вместо денег…
- Ух ты! Здорово! – восхитился Денис.
- А зачем это надо? Ну, столько всего
выдумывать? – Ромка непонимающе нахмурил
лоб.
- Ну, во-первых, если придумать применение
многим «бесполезным» вещам, то мусора
на Земле станет намного меньше. А
во-вторых, это очень интересно и полезно
для ума. А в третьих - … придумайте сами.
- Нда-а-а-а…- промолвил Рома, - Кх-кх…
- Вы можете вместо того, чтобы бутылку
гонять, устроить соревнование, - продолжила
Зина, - Вот, кто из вас сообразительнее?
Кто сможет придумать больше применений
для какой-нибудь вещи, которую обычно
выбрасывают?
- Да я, конечно, - хором сказали
друзья-мальчишки и рассмеялись.
- А вы возьмите, проверьте, - девочка
хихикнула, а потом хитро прищурила один
глаз, - Думать вам даётся время до
завтрашнего утра.
В 10.00 встречаетесь на этой лавочке. Вот
ты, - она посмотрела на Дениса, - придумай,
как использовать вот эту бутылку, что
вы сейчас пинали. А тебе, - Зина ткнула
пальцем в грудь Ромки, - достаётся вон
та коробка – ваши «футбольные ворота».
Роман засмущался и покраснел.
- Ну, мчитесь домой, умники! Начинайте
мозги тренировать. Только, чур, думать
самим, у родителей не спрашивать, - Зина
погрозила мальчикам пальчиком.
И Ромка, и Денис усиленно коптели весь
вечер над списком применений для своей
бесполезной вещи.
Ровно в 10.00 следующего утра оба вышли
во двор.
- Ну, давай, ты первый, - Ромка махнул
Денису рукой, - читай про свою бутылку.
- Её можно использовать так, - Денис
достал список и начал зачитывать:
*как кеглю
*как гантели
* как брызгалку
*как стакан, если отрезать верх
*как подставку для ручек
*как горшочек для цветов
*как миску для кошки
*как грелку
* как домик для ящерицы
*как умывальник…
- Какой умывальник? – перебил его Рома
– Ну-ка, поясни!
- Наливаешь в бутылку воды, переворачиваешь
её и привязываешь, например, к дереву,
- принялся разъяснять Денис, - потом
немножко откручиваешь крышку и вода
начинает по чуть-чуть бежать. Понял?
- Ага. Давай дальше, - буркнул Роман. Он
скорее хотел похвалиться своим большущим
списком.
Так вот, - Денис снова посмотрел на свой
листок, - Бутылку можно ещё применять:
*как погремушку, если внутрь что-нибудь
насыпать
*можно туда наливать воду, молоко или
варенье
*вырезать кормушку для птиц
*вместо крышки поставить разбрызгиватель
и будет пшикалка
*поставить колёсики от сломанных
машинок и получится хорошая машинка
*вазу для букетов вырезать
*можно хранить в бутылке горох, рис,
гречку
*можно сделать тренажер…
- Что? Тренажёр? Чего ещё выдумал? – Ромка
заволновался – Что-то длинный список
у Дениса.
- Слушай, объясняю: наливаешь в бутылку
воды, чтобы была твёрдой, кладёшь на
неё доску, встаёшь на неё и стараешься
удержать равновесие.
- А-а-а-а, - протянул Рома, - знаю, пробовал.
У тебя всё?
- Нет, ещё, слушай:
*использовать бутылку как грузило
*обмазать её пластилином, прилепить
на неё листики, горошины – сделать
красивый узор – будет подарок
*просто пинать, в футбол играть.
- Теперь всё, - Денис гордо поглядел на
друга, - А у тебя много?
- Много, много, - Роман достал свой список,
- побольше, чем у тебя! Ну, готов слушать?
Так вот. Из коробки можно сделать:
*мишень
*домик кошке или собаке
*хранилище для игрушек
*топливо для костра
*корзину для мячей
*мусорку
*копилку
*кукольный столик
*кукольную кровать
*кукольный диван…
- Э! Так нечестно! – запротестовал
Дениска – так нельзя!
- Можно! – и Роман продолжил:
*кукольный дом
*можно в коробке груз переносить
*можно животных перевозить
*можно в коробке сидеть
*что-нибудь спрятать в неё
*на ней можно рисовать
* можно рисунок выжигать
*делать из неё поделки
*можно посадить в неё маленького
ребёнка и катать его по полу, как в лодке
*можно самому кататься с ледяной горы
*можно просто её как картон использовать
- Вот сколько я придумал! – Роман выпятил
грудь колесом, - Так что, бесспорно,
победил я!
- Давай поменяемся списками и посчитаем,
- Денис протянул Роме свой лист, - Тогда
точно узнаем.
Друзья принялись считать.
- У тебя 21, - сказал Денис
- И у тебя 21, - как-то нерешительно произнёс
Роман.
- Ничья! – обрадовался Дениска.
- Тогда играем ещё раз, - сказал Рома, - Я
выберу вещичку для тебя, а ты придумаешь
мне. Та-а-ак… тебе будет старое ведро
без дна.
- А тебе, - Денис ненадолго задумался, а
потом выпалил: Тебе будут мамины рваные
капроновые колготки!
- Сойдёт. Только встречаемся на этом
месте в 10 утра в понедельник, а то мы на
два дня уезжаем к бабушке,- сказал Ромка
и сам обрадовался, что у него будет
больше времени на придумывание.
- О’кей! Пока! – Денис махнул другу и
пошёл домой.
Дениска придумал большой список
применений старому бездонному ведру.
Больше пока ничего не приходило на ум.
Мальчик решил, что, если ещё что-нибудь
вспомнится, он запишет в свой список. А
пока…
Почему бы не предложить папе поиграть
в эту игру?
- Пап, а пап, как ты относишься к серьёзным
полезным играм? – Денис подошёл к дивану,
где его отец читал книгу.
- Хорошо отношусь, - папа перестал читать
и взглянул на сына, - А что?
- Я знаю одну такую игру и хочу с тобой
в неё сыграть.
- Что за игра? Давай, рассказывай, - отец
отложил книгу.
- Нужно придумать как можно больше
применений ненужным вещам. Например,
возьмём перегоревшую лампочку. Из неё
можно сделать ёлочную игрушку, если
разукрасить и прикрепить ниточку. Или
сделать какой-нибудь сувенир, поделку
при помощи пластилина. А мама ещё на
лампочку носок надевала, когда его
штопала…
- Ну, вроде понял, - папа почесал в затылке,
- Так про что придумывать надо?
- Я загадаю тебе старые машинные покрышки.
А ты мне что?
- Тебе… Тебе… Пусть будет ржавый загнутый
гвоздь.
- Пойдёт, - Денис посмотрел на часы, -
Через 30 минут проверяем списки. Время
пошло.
За 30 минут Денис придумал 10 применений
старому загнутому гвоздю.
- Ну, как у тебя, пап, дела? – мальчик
заглянул в листок отца, - Только три? Ну,
ты даёшь! Давай уж, зачитывай.
- Из машинной покрышки можно сделать
клумбу, - начал папа.
- Ещё можно построить ограждение для
картинга.
Можно старые покрышки использовать при
закладки фундамента для дома.
- Всё. Больше ничего не придумалось, -
папа развёл руками.
- Э-э-эх! – Вздохнул Дениска. - Но из них
же ещё можно:
*построить крепость.
*сделать тренажёр, ну, дорожку для
прыжков.
*можно покрышки использовать как
амортизаторы для качели.
*А ещё лучше из них сами качели сделать.
Вот такие, - Денис быстренько сделал
наброски качели на листке и показал
папе.
*Или детскую песочницу.
- Всё верно говоришь, сынок. Неужто, ты
сам придумал больше применений ржавому
гвоздю?
- Да! Целых десять! – Денис гордо взглянул
на отца, - Вот послушай:
*им можно делать дырки в листиках,
например
*его можно распрямить
*загнуть в колечко
*сделать петлю для крючка
*выцарапывать рисунок на картоне, доске
* ковырять землю
*лопать шары
*вытаскивать им скобки из тетрадки
*наматывать на него нитки
*выковыривать грязь из подошвы ботинок.
Пока Дениска зачитывал свой список,
отец в душе радовался за сына: «Вот какой
умник он у меня!» А вслух он произнёс:
- Молодец! Вот, значит, как можно гнутые
гвозди использовать! А я их выбрасывал!
- Давай сыграем ещё раз, - предложил
Денис.
Папа задумался, а потом сказал:
- А что если мы устроим соревнование в
нашей семье между мужской и женской
командой, а? Подключим к игре всех: твою
сестру, бабушку, дедушку, твою маму.
- Это ты, папа, здорово придумал! Пойдём,
команды собирать!
Договорились поиграть вечером в 6 часов.
Женская команда расположилась за
столом, а мужская – на диване.
- Вы будете придумывать применение
крышкам от пластиковых бутылок, - Денис,
как капитан, объявил задание женской
команде.
- А для вас мы загадали пакет с порванной
ручкой! – Денискина сестра Вика была
назначена главной в женской команде.
Завели будильник на 18.30.
Сначала предложения сыпались со всех
сторон. Потом страсти поутихли, игроки
стали задумываться. Одни варианты
принимались сразу, другие – после
некоторого обсуждения и уточнения,
третьи отвергались, четвёртые ожидали
доработки.
Когда зазвонил будильник, послышались
голоса из обеих команд: «Мы ещё не всё!
Нам немножко осталось! Ещё чуть-чуть!»
Было решено время продлить на 5 минут.
После второго звонка будильника поднялась
с места Вика:
- Мы всё! Вы готовы слушать и считать?
- Давай, читай!
- Итак, - важно начала Вика - крышки от
бутылок можно использовать так:
* как игрушку для кошки
*как нос для клоуна
*как глаза для снеговика
*как затычку
*как счётный материал
*для рыбалки в тазу
*строить узор
*изучать цвета
*строить игрушечную дорогу
*кидать крышечки в цель
*для игры в песочнице
*можно колёсики для машинки сделать
*для массажа ног
-Вот мы сколько придумали! – Вика довольно
улыбалась, - Теперь ваша очередь!
- Ну, что ж, - снисходительно сказал Денис,
- неплохо придумано, целых 13 пунктов. А
мы для пакета с порванной ручкой нашли
вот какие применения:
*можно ручку приклеить скотчем и будет
хороший пакет
*как скатерть на пикнике
*как зонтик, если держать над головой
*как капюшон, если разрезать его с
одного бока
*как мини парник
*как урну
* как флаг
*можно сделать обложку для книги
*из цветного пакета можно картину
вырезать и на стену повесить
*из него можно сделать водяную бомбу,
если налить туда воды и завязать его
*вместо корзины грибы в него складывать
*им можно какую-нибудь дырку заткнуть
*можно под попу подстелить, если лавка
грязная
*можно к Новому году костюм-рубаху
сделать
*можно в пакете воду для песочницы
принести
*использовать вместо перчатки
*в нём сделать компресс для больного
*в него можно положить грязную обувь,
чтобы сдать её в гардероб
*можно в пакет завернуть документы и
заклеить скотчем – будет герметичная
упаковка
*можно надуть пакет и лопнуть его
- Ну как? – Дениска посмотрел в сторону
женской команды, - Сколько насчитали?
- 20. – Тихо сказала Вика, - Вы победили.
- Не расстраивайтесь. Вы же играете в
первый раз, а я уже в третий, – сказал
Денис успокаивающе, - Да и предмет мы
вам сложный загадали. Давайте мы завтра
ещё поиграем.
- Давайте. Игра интересная. Нам понравилось.
Через неделю об этой увлекательной и
полезной игре знал весь пятиэтажный
Денискин дом. Ребята всей гурьбой
собирались каждое утро в 10.00 возле
заветной лавочки, каждый со своим
списком.
А вечером почти в каждой семье устраивались
большие состязания на лучшего выдумщика.